Рецидивы холодной войны. Рецидив «холодной войны

И. Коваленко

Происходящее в последнее время утверждение принципов нового политического мышления, улучшение отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки способствуют снижению международной напряженности и благоприятно сказываются на всей международной обстановке.

Однако уровень торгово-экономических и научно-технических связей между социалистическими и развитыми капиталистическими странами пока не отвечает требованиям времени. Одним из факторов, сдерживающих их расширение, является деятельность Координационного комитета по контролю над экспортом (КОКОМ), созданного еще в период «холодной войны» с целью не допустить СССР и другие социалистические страны к новейшим материалам, технике и технологии США и иных капиталистических стран.

Контроль над экспортом в Советский Союз и другие социалистические страны был введен Соединенными Штатами еще в 1949 году с принятием соответствующего закона. Согласно последнему федеральное правительство США определяет перечень американской промышленной продукции и характер технической информации, которые должны проходить экспортный контроль, а также осуществляет контроль за выдачей разрешений (лицензий) и наказывает «виновных» в случае нарушения установленного порядка в области экспорта. С момента принятия закона в него вносились многочисленные изменения и дополнения, а упомянутые выше права правительства до настоящего времени остаются неизменными.

Руководство США считало, что действенный контроль за выполнением упомянутого закона возможен лишь при условии введения аналогичных ограничений также другими союзными и дружественными странами. Для реализации этой идеи Соединенные Штаты выступили инициатором создания системы многостороннего контроля над экспортом новейшего оборудования и современных технологий в социалистические государства. В результате в конце 1949 года между западными странами было достигнуто соглашение на условиях добровольного членства сформировать консультативную группу, основной функцией которой должно быть периодическое проведение встреч и переговоров высокопоставленных должностных лиц стран-участниц с целью выработки политики экспортного контроля. Было также решено создать постоянно действующий рабочий орган - КОКОМ. Так возникла и с января 1950 года начала функционировать новая, не имеющая официального статуса международная организация.

В КОКОМ входят члены НАТО (кроме Исландии), а также Австралия и Япония. США играют в нем главную роль. В число же стран, в которые запрещается экспорт новейшей западной промышленной продукции, наукоемкой технологии и технической информации, включены: Албания, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Кампучия, КНДР, Монголия, Румыния, Польша, СССР и Чехословакия.

Все страны - участницы соглашения имеют своих представителей в КОКОМ, штаб-квартира которого находится на территории американского посольства в Париже. Организация имеет свой секретариат. В его составе от каждой из стран работает определенное число представителей, наблюдающих за выполнением инструкций комитета, а также принимающих участие в составлении «черных списков». Решения комитета с юридической точки зрения не являются обязательными, однако они становятся законом для каждого участника, поскольку существуют разнообразные и эффективные рычаги давления на правительства, которые затем -принимают меры к «провинившимся» фирмам. До сих пор Соединенным Штатам удавалось заставлять партнеров следовать своим рекомендациям.

Деятельность КОКОМ заметно активизировалась, а система экспортного контроля значительно ужесточилась после введения ограниченного контингента советских войск в Афганистан в 1979 году и событий в Польше в начале 80-х годов.

Анализ зарубежных публикаций показывает, что для достижения упомянутых выше целей КОКОМ выполняет следующие функции:

Составляет списки товаров и технологий, запрещенных к вывозу в социалистические государства. По мере модернизации устаревших изделий и появления новых вносит в существующие списки соответствующие изменения.

Осуществляет контроль за промышленной продукцией, которая экспортируется в «запрещенные» страны, и выдает разрешения на ее отгрузку в тех случаях, когда возможность ее использования в военных целях незначительна.

Координирует деятельность, осуществляемую в странах - участницах КОКОМ по выдаче экспортных лицензий, и проводит на их территории экспортный контроль.

Товарные списки КОКОМ, о которых так много говорится в наши дни, охватывают три группы контролируемой продукции: промышленные товары военного назначения; продукцию, связанную с использованием атомной энергии, включая источники расщепляющихся материалов, ядерные реакторы и их компоненты; товары «двойного» назначения.

Экспорт современных изделий из первых двух списков в перечисленные выше страны строго запрещен. Третий список охватывает промышленную продукцию «двойного» назначения, то есть оборудование и материалы, которые могут быть использованы как в мирных, так и военных целях. Он имеет первостепенное значение для стран-экспортеров, так как включает пользующиеся большим спросом товары: ЭВМ, реактивные двигатели, аппаратуру связи, навигационные приборы и т. д. Этот список состоит из трех разделов.

Первый из них включает товары, которые не должны продаваться, если не будет принято решение об экспорте в «порядке исключения» на основании заявки экспортера. Эти товары разбиты на десять категорий: металлообрабатывающие станки и оборудование; химическое и нефтехимическое оборудование; электрохимическое и энергетическое оборудование; промышленное оборудование общего назначения; транспортное оборудование; электронное оборудование и точные приборы; металлы, минералы и изделия из них; продукция химической промышленности, металлоиды, нефтепродукты и сопутствующие материалы; резина и резиновые изделия; смешанные товары.

Во втором разделе перечислены товары, которые могут экспортироваться в ограниченных количествах. Поставки их сверх установленных КОКОМ лимитов могут быть разрешены также в «виде исключения».

Третий раздел включает товары, которые требуют контроля КОКОМ за их конечным использованием в странах-импортерах.

Товарные списки КОКОМ не публикуются, но они практически соответствуют национальным спискам стран-участниц, которые обязаны в своих законах и инструкциях по экспортному контролю на них и ориентироваться. Например, поскольку Япония является членом КОКОМ, ее национальные инструкции и правила по экспортному контролю должны исходить из положений и процедур, действующих в этой организации. Так, если какую-либо важную продукцию, включенную в список КОКОМ, планируется экспортировать в «запрещенную» страну, то Япония обязана предварительно получить одобрение остальных членов комитета. Причем для выдачи экспортной лицензии требуется согласие всех членов.

Имеются определенные виды контролируемых товаров и технологий, для экспорта которых государство-экспортер в соответствии с правилами КОКОМ может само принимать решение на выдачу лицензии. Такие товары снабжены в списке продукции «двойного» назначения специальным примечанием-. Этот же список включает также промышленную продукцию, экспортные лицензии на которую могут выдаваться по усмотрению страны - участницы КОКОМ, причем в комитет требуется направить только уведомление.

Упомянутые процедуры выдачи разрешения на экспорт при заключении торговых сделок с Советским Союзом касаются только такой продукции, которая по своим техническим характеристикам стоит ниже уровня тех товаров, выдача экспортной лицензии на которые в соответствии с правилами КОКОМ осуществляется по усмотрению страны-экспортера. Другими словами, указанные процедуры позволяют экспортировать в Советский Союз только устаревшие виды техники, оборудования и технологий.

В отношении технологий, которые по своим научно-техническим характеристикам находятся выше уровня тех товаров, экспорт которых осуществляется по усмотрению страны-экспортера, существует твердое правило: заявки на их продажу перечисленным странам должны представляться в КОКОМ. Однако согласно действующим правилам такие заявки он не удовлетворяет и разрешения на экспорт не выдает.

Следует подчеркнуть, что наравне с современной техникой и новейшей технологией в списки КОКОМ также включаются техническая информация и помощь, которые нужны при проектировании, промышленном производстве и использовании определенных видов продукции. Более того, Соединенные Штаты пытаются распространить контроль КОКОМ и на сотрудничество фирм западных стран с советскими организациями в области создания совместных предприятий в том случае, когда встают вопросы новейшей технологии.

Происходящие в нашей стране перестроечные процессы, перемены в других восточноевропейских государствах, ослабление международной напряженности создают, казалось бы, условия для развития торгово-экономического сотрудничества между Востоком и Западом. И это сотрудничество действительно имеет место, но его активность могла бы быть неизмеримо выше без дискриминационного подхода. В области торговли и научно-технического сотрудничества КОКОМ продолжает оставаться барьером на пути развития торгово-экономических связей.

Начиная с 1985 года четвертая часть списков товаров «двойного назначения» ежегодно пересматривается, а результаты публикуются. Таким образом, весь перечень товаров КОКОМ, запрещенных к экспорту, пересматривается полностью раз в четыре года. При каждом пересмотре списков США оказывают давление на своих союзников с целью введения дополнительных ограничений на торговые и научно-технические связи с социалистическими странами.

Особенностью пересмотренных в 1985 году товарных списков КОКОМ было то, что раздел микроэлектроники подвергся значительным изменениям. В частности, в него были включены все типы ЭВМ, которые могли бы быть использованы и при проведении научных исследований. Запрещен также экспорт всех типов ЭВМ, предназначенных для автоматизированного проектирования и управления производственными процессами. Кроме того, установлен контроль за продажей в социалистические страны средств математического обеспечения ЭВМ и отдельных видов компьютеров. Кроме крупных и средних ЭВМ, экспорт которых запрещался и ранее, в "черные списки" были включены высокопроизводительные мини- и персональные ЭВМ, компьютеры домашнего использования и телекоммуникационное оборудование, включая автоматические телефонные станции.

В то же время страны - участницы КОКОМ приняли так называемую стратегию контролируемого технологического отставания социалистических стран. Ее цель - управлять процессом их отставания в использовании современной техники и технологии, экспортируя им лишь морально и технически устаревшее оборудование.

Не случайно, видимо, с началом процесса перестройки в СССР и преобразований в Восточной Европе, когда на повестку дня стал вопрос смягчения регламентации КОКОМ, Соединенные Штаты выступили с инициативой (июль 1985 года) распространения экспортного контроля на страны, не являющиеся членами этой организации. По сообщению журнала «Джейн"с дефенс уикли», так называемый статус «третьей страны» предоставлен Сингапуру. На очереди Южная Корея, а Индонезия уже ведет переговоры с США по этому вопросу. Ожидается, что в текущем году Соединенные Штаты подпишут меморандум о взаимопонимании с Тайванем, который также согласился на установление режима контроля за своим экспортом.

На совещании КОКОМ, проходившем в январе 1988 года в Париже, основным оставался вопрос ужесточения режима экспортного контроля. Подчеркивалось, что в регулировании экспорта стран - участниц КОКОМ должен господствовать принцип

«строить более высокие заборы вокруг меньшего двора», то есть переходить от экстенсивного характера экспортного контроля к интенсивному, качественному. Другими словами, создавать еще большие трудности на путях торговли и научно-технического обмена современными технологиями.

До последнего времени Соединенным Штатам Америки удавалось оказывать давление и диктовать свои условия участникам КОКОМ. Однако в настоящее время такая позиция США в ряде случаев вызывает их недовольство. Они считают, что США используют КОКОМ в протекционистских целях, мешая расширению деловых связей с Советским Союзом и другими странами Восточной Европы. Как отмечала иностранная пресса, на состоявшейся в декабре прошлого года в Париже сессии ассамблеи Западноевропейского союза на эти проблемы было обращено особое внимание. Из доклада комиссии ассамблеи по вопросам науки, техники и космоса следует, что из-за ограничений, создаваемых КОКОМ, Франция с 1981 по 1986 год потеряла возможности заключить контракты на сумму 23 млрд. франков, а США - на 9,3 млрд. долларов.

Между странами КОКОМ наиболее острые дискуссии развертываются вокруг торговли компьютерной техникой, из общей суммы экспорта которой за последние шесть лет, достигающей 8,7 млрд. долларов, на долю США пришлось 7 млрд., а Японии - 950 млн. В этой области Вашингтон пошел на «уступки», сознавая высокую конкурентоспособность американской продукции. Что касается экспорта средств связи, в чем американцы не так сильны, то Франции и ФРГ было разрешено за тот же период продать оборудование лишь на сумму около 360 млн. долларов. По-прежнему остается «замороженным» перспективный контракт между французской фирмой «Алькатель» и Советским Союзом на сумму около 1 млрд. долларов, предусматривающий поставки оборудования для автоматических телефонных станций.

Крупные убытки несут западноевропейские фирмы из-за препятствий, чинимых КОКОМ на пути сотрудничества с СССР в области, далекой от понятий «стратегические товары и технология», а также товары «двойного назначения». Это касается полиграфии, биотехнологии, информатики, борьбы с загрязнением окружающей среды.

На февральском (1990) заседании исполкома КОКОМ в Париже стало очевидным различие в вопросе подхода к реформе процедуры и пересмотру «черных списков» между позициями США и их союзников. Уступая требованиям последних, Вашингтон согласился на сокращение до восьми недель сроков рассмотрения КОКОМ заявок на экспорт продукции. Созданы группы экспертов для пересмотра списков компьютерной техники и программ, продукции машиностроения и авиационной промышленности. Однако планы «либерализации» касаются лишь отдельных государств Восточной Европы, которые, по-видимому, могут оказаться в положении «третьих стран». Об этом свидетельствует заявление министра торговли США Роберта Мосбакера, считающего возможным поставки высокотехнологичной продукции в такие страны, как Венгрия и Польша, которые дали согласие на проверки характера использования оборудования на местах.

Некоторое ослабление ограничений КОКОМ, намеченное к осуществлению в июне 1990 года, будет, несомненно, способствовать развитию торгово-экономических отношений между Востоком и Западом. Но, видимо, не следует строить иллюзий в отношении масштабов либерализации торговли со стороны Соединенных Штатов. В отличие от КОКОМ национальная система контроля над экспортом США, упомянутая в начале статьи, охватывает практически все государства, имеющие с ними торговые отношения. Сокращение контроля со стороны КОКОМ не приведет автоматически к отмене регламентации, применяющейся во всем мире к американской технологии и изделиям, включая те, которые используются при изготовлении продукции в Западной Европе. Соединенные Штаты имеют свой список «запрещенных» стран и систему дискриминации, позволяющую делить их на несколько групп и подходить к ним выборочно.

Хотя преобразования, происходящие в Советском Союзе, размывают в его лице образ врага, США под предлогом исходящей от СССР «военной угрозы» проявляют намерение сдерживать развитие торгово-экономических связей, дозировать доступ Советского Союза и восточноевропейских стран к западной технологии и технике, пытаясь задержать этим рост их экономического потенциала.

Зарубежное военное обозрение №6 1990 С.61-64



Администрация Джорджа Буша-младшего так до сих пор и не может определить свою политику по отношению к России. И эта неопределенность уже начинает негативно сказываться на конкретных действиях Белого дома, абсолютно не способствующих налаживанию и развитию двусторонних российско-американских контактов.

Последним событием в этой сфере может стать массовая высылка российских дипломатов из США. По сообщениям информационных агентств, до 50 сотрудников российского дипломатического представительства в США Вашингтон намерен выслать из страны за «деятельность, несовместимую с их статусом». Еще шестеро дипломатов, работавших в посольстве РФ в Вашингтоне и в последнее время покинувших США, объявлены персонами нон-грата - они никогда больше не смогут ступить на американскую землю (исключение возможно только при принятии президентом США специального решения по каждому из таких случаев).
Подобные события уже происходили в истории отношений двух сверхдержав. Правда, они имели место во времена «холодной войны» - в 1986 году из Соединенных Штатов были высланы 80 советских дипломатов, названных в Вашингтоне «офицерами ГРУ и КГБ». Но тогда президент Рейган называл Советский Союз «империей зла». Буш-младший и его администрация, большинство из ключевых членов которой уже состояли на госслужбе в США и покинули властные коридоры уже после окончания «холодной войны», судя по их же заявлениям, не намерены возвращаться в эти времена.
В посольстве США в России, естественно, никаких комментариев по поводу столь недружественного, но возможного по отношению к Москве акта корреспонденту «Красной звезды» услышать не довелось. Тем не менее, если это произойдет, то Москва, вне всякого сомнения, на подобный демарш отреагирует чрезвычайно жестко. Численность сотрудников российского посольства в США составляет 190 человек, американского в России - 1.100. И далеко не факт, что по существующей практике из Москвы может быть выслано именно такое же количество американских дипломатов. Как выразился один из высокопоставленных представителей российских спецслужб, «речь может идти даже и о процентном соотношении».
Ссылка же на провал Роберта Ханссена, который-де являлся российским агентом в ФБР, в этом случае также не уместна. Ведь одно дело высылать из страны заведомо разведчиков, которые в любом государстве, в том числе и в России, установлены и об их перемещениях компетентным органам известно. Здесь, конечно, возможна цепная реакция, абсолютно обычная в деле разведки и являющаяся неотъемлемой частью этой профессии. Но она могла бы коснуться только конкретных людей, связанных с агентом, а не выливаться в массовую высылку дипломатов.
Еще одной акцией, которая также выделяется в ряду последних действий новой американской администрации и имеет откровенный антироссийский характер, может стать прием в госдепартаменте США так называемого министра иностранных дел Чечни Ильяса Ахмадова. Сообщения о том, что этот «министр» прибыл в страну и его ждут на приеме в госдепартаменте США, уже появились в американских СМИ.
Следует отметить, что эти действия Вашингтона явно скоординированы по времени. Особенно если учесть события вокруг Македонии и Косово, где орудуют албанские боевики, которых выкормили, вооружили и обучили США. К своему заокеанскому союзнику предъявляет претензии даже Европа, которую не без помощи Вашингтона втянули в конфликт на Балканах. К тому же растут разногласия между США и их европейскими союзниками относительно развертывания системы американской ПРО.
В этих условиях Вашингтону, судя по всему, потребовался отвлекающий маневр - быстренько перебросить мировую общественность на другую «горячую» тему. Естественно, это - Россия со своей самостоятельной и самодостаточной внешней политикой. Тут же напомнили и о контртеррористической операции России в Чечне. С уже набившими оскомину формулировками типа «непропорциональное применение силы» и «изучить ситуацию со слов другой стороны»...
Все это происходит на фоне ожесточенной полемики по вопросам ПРО, обвинений главы Пентагона в том, что «Москва нарушает международные соглашения и договоры по нераспространению оружия массового поражения и ракетных технологий», и абсолютной неизвестностью о возможности личной встречи Путина и Буша-младшего.
Конечно же, такие действия доверия между Москвой и Вашингтоном не увеличивают. Тем не менее наша страна, как заявляют ее официальные представители, не намерена драматизировать ситуацию. Россия готова, как это было объявлено сразу после выборов нового президента США, сотрудничать и искать пути решения всего спектра проблем в российско-американских отношениях.

Вопрос 60. «Холодная война»: обострения и периодизация.

Вторая мировая война во многом изменила сложившуюся на мировой арене ситуацию. Противостояние двух военно-политических блоков – НАТО (во главе США) и Организации Варшавского договора (во главе СССР), сформировала двухполюсную структуру международных отношений . Конфликт между двумя блоками был отражением глобального идеологического, политического и военного противостояния противоположных общественных моделей.

Практическим воплощением этого конфликта стала «холодная война» - состояние противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США с их политическими партнерами – с другой. Продолжалось с 1946 г. до конца 80-х годов. Получило название «холодная война», поскольку, в отличие от «горячих войн» (открытых военных конфликтов), осуществлялось экономическими, идеологическими и политическими методами.

Периодизация «Холодной войны».

    начальная фаза противостояния (1946–1953 годы) . Противостояние оформляется официально (с фултонской речи Черчилля), начинается активная борьба за сферы влияния сначала в Европе, а затем и в других регионах мира. Становится очевидным военный паритет (равновесие) сил с учётом наличия у США и у СССР атомного оружия, появляются военно-политические блоки (НАТО и ОВД), поддерживающие каждую сверхдержаву. Первое столкновение противостоящих лагерей – Корейская война;

    острая стадия противоборства (1953–1962 годы). Начинался этот этап с временного ослабления противостояния после смерти Сталина. Однако продолжающаяся гонка вооружения привела мир на грань открытой войны между ядерными державами – Карибский кризис 1962 года , когда из-за размещения советских баллистических ракет на Кубе между СССР и США чуть не началась война с использованием атомного оружия;

    период «разрядки» (1962–1979 годы). После 1962 года стало очевидно, что атомная война более чем реальна. Психологическая усталость участников холодной войны и остального мира от постоянного напряжения требовала передышки. Гонка вооружений тоже начала сказываться – СССР испытывал всё более очевидные системные экономические проблемы. Но «разрядка» была недолгой: уже в середине 1970-х годов противоборство стало нарастать: США стали разрабатывать сценарии ядерной войны с СССР, Москва в ответ стала модернизировать свои ракетные войска и противоракетную оборону;

    этап «империй зла» (1979-1985 годы) , на котором реальность вооружённого конфликта между сверхдержавами снова стала нарастать. Катализатором напряжённости стал ввод советских войск в Афганистан в 1979 году. Информационная война стала острой, начавшись с игнорирования Олимпийских игр сначала в Москве (1980), затем в Лос-Анджелесе (1984), и закончившись использованием в отношении друг друга эпитетов «империя зла». Военные ведомства обеих сверхдержав начали более детальную проработку сценариев ядерной войны и совершенствования как баллистических наступательных видов вооружений, так и систем противоракетной обороны;

    окончание холодной войны, смена биполярной системой мирового устройства на однополярную систему (1985–1991 годы). Фактическая победа США и их союзников в холодной войне, связанная с политическими и экономическими преобразованиями в Советском Союзе. После 1991 года в мире существует лишь одна сверхдержава, в которой даже есть неофициальная награда «За победу в холодной войне» - США.

5 марта 1946, выступая в Фултоне, У. Черчилль обвинил СССР в развертывании мировой экспансии, в наступлении на территорию «свободного мира», то есть той части планеты, которая контролировалась капиталистическими странами. Черчилль призвал «англосаксонский мир», то есть США, Великобританию и их союзников дать отпор СССР. Речь в Фултоне стала своеобразным объявлением «холодной войны».

В 1946-1947 гг. СССР усилил давление на Грецию и Турцию . В Греции шла гражданская война, а от Турции СССР требовал предоставления территории для военной базы в Средиземном море, что могло быть прелюдией к захвату страны. В этих условиях Трумэн заявил о готовности осуществлять «сдерживание» СССР во всем мире. Эта позиция получила название «доктрины Трумэна» и означала прекращение сотрудничества между победителями фашизма. В 1947 США выдвинул план Маршалла по предоставлению странам Европы материальной помощи для восстановления экономики.

Доктрина Трумэна – часть американской доктрины сдерживания коммунизма, выражалась в предоставлении экономической и военной помощи капиталистическим странам. Доктрина была сформулирована в послании президента Трумэна к конгрессу США 12 марта 1947 г. Ссылаясь на просьбы, полученных от правительств, Трумэн объявил о предоставлении этим странам 400 млн. долл. В Греции и Турции были созданы американские военные базы.

План Маршалла. Американское правительство разработала специальный план экономической помощи странам Европы. План был оглашен в выступлении госсекретаря США Джорджа Маршалла 5 июня 1947 г. Маршалл заявил, что пережившая множество бедствий Европа «должна либо получить существенную дополнительную помощь, либо встретиться с экономическими, политическими, социальными проблемами и испытаниями угрожающего характера»; и США готовы оказать безвозмездную помощь. СССР отказался от участия в этом плане, усмотрев в нем план закабаления Европы США.

16 капиталистических стран приняли помощь (Англия, Франция, Италия, страны Бенилюкс, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Ирландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Турция, Греция). Была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). В обмен на помощь страны должны были сообщать о состоянии своей экономики, поощрять американские капиталовложения, не допускать продажи стратегических товаров СССР.

Жесткое противостояние «сверхдержав» спровоцировало в 1947-1949 гг. образование в оккупированной Германии двух государств – ФРГ и ГДР. Раскол мира приобрел реальные черты.

1949 г. стал тревожным для стран Западной Европы:

    в Китае к власти пришли коммунисты во главе с Мао Цзэдуном.

    Советский Союз провел успешное испытание ядерного оружия - была разрушена монополия США на этот вид оружия.

В ответ на это США и их союзники образовали военную организацию - Североатлантический союз (НАТО ) - военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния». Государствами-членами НАТО стали 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

В ответ на консолидацию стран Запада СССР инициировал образование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) , объединившего страны Восточной Европы.

Местом открытого столкновения СССР и США стала Корея (Корейская война 1950-1953 гг.) . Коммунисты севера Кореи при поддержке СССР и Китая решили овладеть югом страны, которому стали помогать США. Война началась в 1950 г . Весной 1953 г., удалось прийти к соглашению, согласно которому граница между социалистической и несоциалистической Кореей стала проходить по 38-й параллели.

В 50-х годах началось некоторое налаживание контактов между Советским Союзом и его западными соседями:

    с 1955 года было проведено сокращение армии и к 1960 г. численность армии в СССР было сокращена до 2,5 миллионов человек.

    параллельно с этим шел процесс сокращения вооружения. В 1958 г. Советский Союз первым заявил о прекращении ядерных испытаний. В 1963 году было подписано трехстороннее соглашение (СССР, Великобритания, США) о прекращении ядерных испытаний в воздухе, в космосе и под водой.

Для укрепления своего внешнеполитического положения Советский Союз выступил инициатором создания Организации Варшавского договора (ОВД) - военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза (1955 г.). Эта организация была создана для противовеса НАТО (1949 г.). Договор подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией.

Летом 1962 г. разразился Карибский кризис . Советское руководство решило разместить на Кубе, в непосредственной близости от берегов США, ядерные ракеты. Формально это оправдывалось наличием таких же ракет в Турции, у границ СССР. Узнав о появлении на Кубе советских ядерных ракет, американское руководство всерьез рассматривало возможность ядерного удара по СССР. В ходе сложных дипломатических переговоров между Хрущевым и президентом США Кеннеди удалось достичь взаимоприемлемого решения проблемы: СССР убирает свои войска с Кубы, а США - с территории Турции. Также от США были получены гарантии сохранения социалистического строя на Кубе.

После Карибского кризиса наступает период стабилизации отношений между Советским Союзом и западноевропейскими странами с США, который продолжался до ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.

Отношения с Западной Европой в этот период были вполне спокойными. В 1975 г. было достигнуто Хельсинское соглашение (Акт Совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе ). К нему присоединились 33 европейские государства и США и Канада. Согласно этому документу все подписавшиеся стороны обязались соблюдать права человека, а также объявлялись неприкосновенными границы, сложившиеся к этому моменту на территории Европы.

В середине 70-х гг. с Соединенными Штатами были заключены важные договоры по ограничению стратегических вооружений - ОСВ-1 , в котором ограничивалась численность противоракетного вооружения, межконтинентальных ракет наземного базирования и ракет дальнего действия на подводных лодках. Следующее подписанное соглашение касалось противоракетной обороны (ПРО) . Таким образом, эти договора означали достижение некоего паритета в ядерном оснащении обеих стран, что давало надежду на стабилизацию отношений.

К концу 70-х гг. началось резкое обострение отношений между СССР и странами западного блока. Вторжение Советских войск в Афганистан в 1979 году встретило ожесточенное сопротивление населения практически на всей территории Афганистана, поддержанного Соединенными Штатами и Пакистаном. Партизанская война изматывала силы Советской армии. Добиться тотального контроля над всей территорией Афганистана не удавалось, военные несли ощутимые потери, а война негативно сказывалась на международном авторитете Советского Союза. В сущности, неудача в Афганистане стала крупнейшим поражением СССР в холодной войне. В 1989 году было принято решение в выводе войск.

После ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. и начала там активных военных действий, Соединенные Штаты стали размещать (с 1983 г.) в странах своих союзников в Западной Европе ракеты дальнего действия. СССР сделал то же самое на территории Чехословакии и ГДР. Обострения накалились до такой степени, что США и страны Западной Европы бойкотировали проводившую в Москве в 1980 г. Олимпиаду.

После прихода к власти М. С. Горбачева Советский Союз был вынужден пойти на некоторые уступки, что было связано с тем, что Советское правительство искало поддержку (политическую и финансово-экономическую) у западноевропейских стран в проведении своих реформ. В качестве жеста «доброй воли» Горбачев выдвинул предложение об упразднении обоих военных лагерей - ОВД и НАТО. Оно было отвергнуто, но было достигнуто взаимоприемлемое для всех сторон решение о разоружении. К 1990 г. на территории Европы и СССР и США убрали все свои ракеты средней и меньшей дальности. Советское правительство обязалось уничтожить ракеты, базировавшиеся в Сибири и на Дальнем Востоке. Основной уступкой СССР западноевропейским союзникам было решение о выводе войск с территории Афганистана. Окончательно вывод войск состоялся в 1989 г.

В 1992 г. между Россией и Соединенными Штатами было подписано соглашение об окончании холодной войны. В этом же году был заключен договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (CHB - 2) .

Развитие международных отношений в годы "холодной войны" определялось, главным образом, отношениями между сверхдержавами. Их соперничество носило военно-политический характер, но при этом и та, и другая сторона стремилась избежать открытого военного конфликта, будучи неуверенной в его возможном исходе. Это и предопределило циклический характер послевоенной мировой политики. "Холодная война" была чередой обострений и смягчений международной жизни. Отношения между сверхдержавами обострялись по мере их соперничества, но до определенного предела, подходя к которому обе стороны начинали ощущать боязнь втягивания в глобальную войну. Тогда они, как правило, искали пути смягчения напряженности, шли на компромиссы. Однако, как только чувство безопасности возвращалось, соперничество возобновлялось с прежней силой, и ход событий повторялся. потепление и похолодание диаграмма этапы "холодной войны" "оттепель" "ПОТЕПЛЕНИЕ" И "ПОХОЛОДАНИЕ" Многие американские руководители неоднократно заявляли о большом значении для дела мира советско-американских отношений. “Американо-советская дружба, отмечал Эйзенхауэр, - это один из краеугольных камней, на котором должно быть построено здание мира”. Советская сторона неоднократно заявляла, что в СССР придают улучшению отношений между двумя державами большое значение. В начале 1959 года внеочередной XXI съезд КПСС констатировал: “В деле разрядки международной напряженности особо важное значение имеет улучшение отношений между США и Советским Союзом”. Вместе с тем, признавая улучшения советско-американских отношений, правящие круги США на практике оказались не готовыми к тому, чтобы отрешиться от обветшалых догм “холодной войны”. Сказывалась мощная инерция антисоветского внешнеполитического курса, проводившегося на протяжении всего послевоенного периода. У руководителей американской внешней политики все еще сохранялись иллюзии о возможности силового решения проблем советско-американских отношений. Однако эти иллюзии постепенно ослабевали по мере изменения соотношения сил между СССР и США, формирования военно-стратегического паритета. В августе 1959 года было опубликовано сообщение о договоренности относительно обмена визитами глав правительств СССР и США. Во исполнение этой договоренности в сентябре 1959 года состоялся официальный визит в США Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущева. Эта поездка вызвала большой интерес у американской общественности. В коммюнике мнениями об итогах переговоров отмечалось, что стороны обменялись мнениями по широкому кругу международных вопросов, требующих безотлагательного решения, в том числе о всеобщем разоружении и о ликвидации последствий второй мировой войны. Были затронуты также вопросы о торговле и расширении контактов между СССР и США. В дальнейшем, в декабре 1959 года, по дипломатическим каналам было достигнуто соглашение о созыве в Париже в середине мая 1960 года совещания глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции. Однако наметившаяся тенденция оказалась непрочной и недолговечной. Инерция холодной войны”, рецидивы “силовой политики” вскоре дали о себе знать. 1 мая 1960 года в нарушение всех норм международного права американский самолет-шпион У-2 нарушил воздушное пространство СССР и был сбит под Свердловском. Правительство США не только не принесло своих извинений за этот провокационный акт, но и заявило, что такие полеты будут продолжаться. В итоге совещание в верхах в Париже было сорвано. Не была реализована и договоренность об ответственном визите Эйзенхауэра в СССР. Опять наступило так называемое “похолодание” во внешнеполитических делах между СССР и США.

ДИАГРАММА - ПЕРИОДЫ КОНФРОНТАЦИИ И ПОТЕПЛЕНИЯ I ЭТАП. Понижательная волна первого этапа - период с 1947-1953 гг. Повышательная волна первого этапа - период с 1953-1960 гг. II ЭТАП. Понижательная волна второго этапа - период с 1960-1969 гг. Повышательная волна второго этапа - период с 1969-1979 гг. Ш ЭТАП. Понижательная волна третьего этапа - период с 1979-1985 гг. Повышательная волна третьего этапа - период с 1985-1991 гг. Внимание! На этом графике изображены три этапа "Холодной войны", щёлкнув на один из этих этапов на графике, вы получите информацию об этом этапе. ЭТАПЫ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ" Первый этап «холодной войны» -- конец 40-х--60-е гг. -- крайняя острота противостояния: претензии Сталина на пересмотр границ в Европе и Азии и режима Черноморских проливов, изменение режима управления бывшими итальянскими колониями в Африке; речь У. Черчилля в Фултоне в марте 1946 г. с призывом защитить всеми возможными средствами западный мир от «распространения влияния СССР»; «Доктрина Трумэна» (февраль 1947 г.). Меры по «спасению Европы от советской экспансии» (включая создание сети военных баз вблизи советских границ). Главные доктрины -- доктрины «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма; создание Советским Союзом (при опоре на местные компартии и советские военные базы) просоветского блока восточноевропейских стран, воспроизведение в этих странах советской модели развития; «железный занавес», сталинский диктат во внутренней и внешней политике стран социалистического лагеря, политика чисток, репрессий, расстрелов. Апогей «холодной войны» -- 1949--1950-е гг.: создание НАТО, Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. Противостояние двух военно-политических блоков и наращивание вооружений, в том числе ракетно-ядерных; Берлинский кризис создание ФРГ и ГДР; конфликты и войны в Юго-Восточной Азии (Корея, Вьетнам), на Ближнем Востоке, в которых прямо или косвенно участвовали США и СССР. Карибский кризис 1962 г. (мир на пороге новой мировой войны); ввод войск СССР в Чехословакию в 1968 г. Второй этап «холодной войны» -- 1970-е гг. -- разрядка международной напряженности: договоры между ФРГ и СССР, Польшей, ГДР. Чехословакией; соглашение по Западному Берлину, советско-американские договоры об ограничении вооружений (ПРО и ОСВ); Совещание 1975 г. в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе (попытки мирного сосуществования двух систем, его сложности и противоречия); военно-политический паритет между СССР и США. Третий этап -- конец 1970-х -- середина 1980-х гг.: конец разрядки, новое обострение международного противостояния двух систем; ухудшение советско-американских отношений, новый виток гонки вооружений, американская программа СОИ; рост вмешательства США в политику стран Ближнего Востока и Латинской Америки; ввод советских войск в Афганистан; «доктрина Брежнева» -- ограничение суверенитета стран социалистического лагеря, усиление трений внутри него; попытки продолжения политики «холодной войны» в условиях кризиса мировой социалистической системы. 90-е годы: Декларация о государственном суверенитете России. Б. Н. Ельцин -- первый Президент Российской Федерации. Суверенная Россия на пути либеральных реформ. Августовский путч 1991 г. и крах перестройки как попытки социалистического реформаторства. Прекращение деятельности КПСС. Курс на радикализацию реформ, переход к рыночным отношениям и либеральной политической модели. Первые шаги к рынку. «Шоковая терапия» и обострение ситуации в стране при правительстве Е. Т. Гайдара. Противоречия и социальные последствия приватизации. Последствия либерализации цен для населения; обесценивание денежных сбережений, рост цен в 150 раз, ухудшение качества питания и системы лечения. Спад промышленного производства, сокращение числа работающих, кризис колхозной системы, рост инфляции. Забастовки рабочих, служащих. Эмиграция научных кадров. Начало стабилизации экономической ситуации в 1996--1997 гг. Прекращение спада производства. Рост предпринимательства. Снижение инфляции. Укрепление курса рубля. Становление банковской системы. Рост числа акционерных обществ, частных предприятий и банков. Начало создания частнокапиталистического уклада. Демонтаж отжившей командно- административной системы и переход к экономическим методам регулирования. Рост внешней торговли и интеграция России в мировое хозяйство. Рост потребительского рынка. Формирование политической системы Российской Федерации. Установление отношений с субъектами Федерации. Стремление к сохранению территориальной целостности России. Борьба против преступности и терроризма. Развитие гласности, политического плюрализма, многопартийности. Создание новой системы законов. Широкая демократизация всей жизни общества. "Оттепель" В марте 1953 г. умер Сталин, к власти в Кремле пришло руководство во главе с Н. Хрущевым. Оно осудило сталинизм во всех его кровавых проявлениях и пошло на определенную либерализацию режима. Серьезные коррективы были внесены и во внешнюю политику. Москва немедленно положила конец войне в Корее, вывела войска из Австрии, прекратила третирование Тито и других строптивых коммунистов, пошла на уступки Финляндии, а, главное, всерьез решила добиваться общего смягчения напряженности в отношениях с Западом. Перемены не были случайными, вызванными лишь эмоциями и желаниями Хрущева. Они отражали крупные перемены в стране - отсталая и неграмотная Россия превратилась в общество образованных людей, со сложной, современной экономикой. Править таким государством методами средневекового деспотизма, душа всякую инициативу и живую мысль, стало невозможным. Изменился и идеологический настрой общества - эпоха революционного фанатизма безвозвратно ушла в прошлое, пережившие страшную войну советские люди жаждали безопасной, спокойной жизни, нормальных отношений с внешним миром. Все это и отражалось на подходах и поведении новых кремлевских лидеров. Среди них доминировали достаточно ответственные бюрократы, которые, среди прочего, отдавали себе отчет и в том, что наступила совершенно новая эпоха ядерного оружия. Вместе с тем Хрущев и его окружение верили, что, очищенный от сталинизма социализм, может стать самой справедливой общественной системой. Кремль нацеливал советских граждан на скорейшее построение высшей формы социализма - коммунизма. Население поддерживало такой курс, тем более, что на первых порах дела в советской экономике, социальной и других сферах шли неплохо - достаточно вспомнить запуск в Советском Союзе первого искусственного спутника земли, ежегодный быстрый рост ВНП. В сфере международных отношений вера Кремля в правоту Влияло и само поведение Москвы, которая, как уже и справедливость социальных идей выражалась в активной отмечалось, энергично налаживала контакты в и искренней (в отличие от циничного и прагматичного "третьем мире". Для американцев, недавно Сталина) поддержке национально-освободительных и переживших грубое подчинение Москвой своему радикальных движений в "третьем мире". Москва на самоконтролю Восточной Европы, затем триумф деле гневно отвергала колониализм и действительно была коммунистов в Китае, войну в Корее, активность убеждена в том, что освободившимся странам надо идти Кремля в зоне слаборазвитых, молодых государств, по некапиталистическому пути развития, а долг СССР - действительно, выглядела угрожающей. оказывать помощь этим странам. В 1956 г. произошло восстание в Венгрии, которое ужесточило советскую внешнюю политику и вызвало аналогичную реакцию в США и, вообще, на Западе. Москва вновь продемонстрировала готовность на крайние меры, лишь бы не потерять контроль над Восточной Европой. Вашингтон показал, что не собирается с этим мириться, утвердился в неприятии советского коммунизма, подозрениях относительно истинных намерений Москвы. Тем не менее, движение СССР и США к ослаблению напряженности постепенно пробивало себе путь. Перед двумя державами маячила угроза термоядерного конфликта, на них воздействовала усталость от дорогостоящих и психологически изнурительных конфронтации, к этому подталкивали союзники, мировое общественное мнение. В 1959 г. состоялся первый визит высшего советского руководителя в США. Он прошел успешно, и, казалось, наступила долгожданная эпоха разрядки. Приход к власти в Соединенных Штатах либерального и полного сил Дж.Кеннеди внушал дополнительный оптимизм в перспективы советско-американских отношений. Однако на практике лишь начинавшийся "детант" был сорван двумя опасными кризисами - из-за Берлина и Кубы. В обоих случаях Хрущев считал себя абсолютно правым - он отстаивал интересы союзников в ГДР и на Кубе и добивался равной безопасности с США. Советский лидер действовал в упомянутых кризисных ситуациях жестко, стремясь нейтрализовать критику со стороны "ястребов" в Политбюро ЦК КПСС и коммунистического Китая (который из верного союзника превратился в ярого оппонента "ревизионизма" Хрущева). Дж. Кеннеди в свою очередь должен был развеять сомнения американцев в способности молодого либерального президента постоять за интересы США. Тем не менее, ни Москва, ни Вашингтон не желали катастрофы и нашли в себе мудрость достичь компромисса. Что касается реакции США (а вслед за ними всего Запада) на перемены в СССР, то она не была слишком позитивной. Преобладало мнение, что улыбкам новых коммунистических лидеров нельзя доверять, что Москва лишь камуфлирует прежнюю политику, направленную на коммунизацию человечества. С высоты сегодняшнего дня можно утверждать, что недооценка перемен в Советском Союзе была ошибочной. Однако такая реакция проистекала из целого ряда обстоятельств. К началу 50-х гг. вся стратегия США базировалась на идеологии "холодной войны". Вашингтонская элита (Белый дом, Капитолий, Пентагон, бюрократия и т.п.) участвовала в разработке и становлении этой идеологии. "Холодная война" была ее детищем, отказаться от которого, да еще сходу, в сжатые сроки, элита не могла. Тем более, что как раз тогда США добивались от европейских союзников сплоченности, увеличения вклада в вооруженные силы НАТО. Мощной силой, мешавшей Белому дому непредвзято взглянуть на эволюцию советского коммунизма, являлся военно-промышленный комплекс. Генералы и производители вооружений были кровно заинтересованы в поддержании образа грозного и коварного противника. От этого зависели их власть, влияние, масштабы доступа к бюджетным деньгам и т.д. Причем, что тоже вполне естественно для военных людей, американский ВПК совершенно искренне испытывал недоверие в отношении уже привычного противника.

В одном из недавних номеров «Российской газеты» опубликован очередной комментарий неисправимого оптимиста Михаила Горбачёва. Предлагаю вниманию отдельные выдержки из него. Михаил Сергеевич поныне нигде и никогда словом не обмолвился о своём личном вкладе, внесённом им в своё время в опасные геополитические игры. Это при его активном участии форсированными темпами происходило объединение Германии, это при его поддержке и попустительстве почти полумиллионная группировка (вместе с членами семей) советской (российской) армии поспешно покидали территорию бывшей ГДР, чтобы поселиться в чистом поле, стать поставщиком кадров в криминальные структуры.
http://gazduma.ru/voennoe_delo/5/burlakov/
target="_blank" href="http://www.vremya.ru/2004/156/13/106294.htmll
http://www.vremya.ru/2004/156/13/106294.htmll
target="_blank" href="http://www.rodon.org/other/mgigv/1990_6.html
http://www.rodon.org/other/mgigv/1990_6.html
target="_blank" href="http://www.gorby.ru/default.asp?rubr_id=1
Он">http://www.gorby.ru/default.asp?rubr_id=1
Он сдал всё и всех, что и кого можно было сдать: партию, приведшую его в кресло Президента СССР; бывших союзников по Варшавскому договору и СЭВу… При нём были заложены многочисленные мины под существовавшее тогда мироустройство. Его руками был поставлен жирный крест о договоре о нерушимости послевоенных границ, подписанный в 1972 году руководителями 35 государств, в том числе США. (Из текста договора:
Нерушимость границ
Государства - участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.
Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства - участника.)

***
… В последние недели в международных делах наблюдается повышенная активность. На франко-британском саммите президент Николя Саркози и премьер Гордон Браун обсуждали идеи реформирования международных организаций.
Президенты России и США Владимир Путин и Джордж Буш, видимо, не хотят оставить своим преемникам неприглядное наследство по центральным вопросам безопасности. Серьезные решения предстоят Евросоюзу и НАТО.
Хочется надеяться, что что-то сдвинется в опасно перегруженном проблемами мире.
Практически все признают, что современный, все более хаотичный мир нуждается в осмысленном регулировании происходящих в нем процессов. Но кто и как будет это делать? Заявившие себя на эту роль продемонстрировали в Ираке, к чему приводят попытки решать международные проблемы силовым способом. "Восьмерка", не будучи международно легитимной, лишь частично годится в качестве регулятора некоторых общих забот. А уж предлагаемая некоторыми претендующими на пост президента США "лига демократии" - это вообще нечто несообразное. Кто и по каким признакам будет отбирать достойных быть членом этой лиги? Нелепость и непригодность такой организации (вроде как взамен ООН) видна уже по одному тому, что, судя по недавней речи Джона Маккейна, за чертой окажутся Китай и Россия.
Порочность и особая опасность самой затеи состоит в том, что миру, совсем недавно вышедшему из глобальной конфронтации, вновь предлагают прочертить гигантскую разделительную линию между "угодными" и "неугодными".
Мою страну собираются зачислить чуть ли не в "государства-изгои". Ее, больше других сделавшую для окончания "холодной войны", обвиняют в "реваншизме", ядерном и энергетическом шантаже, в том, будто она намерена подчинить себе соседей. Навязывается картина, очень далекая от реальных тенденций в отношениях между Россией и другими странами, в том числе соседями.
В последнее время разблокированы политические неувязки с Польшей и Латвией. Россия и Украина ищут взаимодействия в энергетической сфере. Хорошим знаком в отношениях с Грузией явилось возобновление прямого воздушного сообщения. Взаимные интересы слишком значительны, чтобы приносить их в жертву амбициям и историческим обидам. Многое другое также свидетельствует о том, что политика начинает отражать этот факт.
Но это не всем нравится. Среди политиков США стал общепринятым призыв Бжезинского как можно дальше "оттащить" Украину от России - это якобы на пользу демократии. Но где тут демократия, когда Украину буквально волокут в НАТО, несмотря на то, что значительное большинство украинцев выступает против. И американский сенат принимает резолюцию в поддержку "скорейшего вступления".
Такие опасные геополитические игры не имеют ничего общего ни с ответственной политикой, ни с реальными процессами глобализирующегося мира.
… Оторопь берет, когда наука сообщает, что затраты на войну в Ираке сопоставимы с расходами на Первую мировую войну и даже на Вторую. "Война ценой в три триллиона долларов" - так называется книга нобелевского лауреата по экономике Джозефа Стиглица.
И это когда, по крайней мере, миллиард людей живет на полдоллара и доллар в день.
Но я непоколебимый оптимист. И верю, что у народов и наций хватит здравого смысла, у СМИ - понимания значимости планетарной гласности и своей ответственности, а у государственных деятелей - ума, компетентности, знаний и чувства долга, чтобы взяться наконец за совместный труд по выработке сообща мировой политики на уровне требований ХХI века.