Автоматические или механические крепления для лыж. Разница между креплением NNN и SNS

На сегодняшний день существуют разные виды крепления беговых лыж, среди которых можно выделить несколько основных, о которых мы расскажем вам в этой статье. Например, система NNN и NIS в основном используются опытными спортсменами, но также они доступны новичкам.

Система крепления для лыж New Nordic Norm

Система крепления для беговых лыж, сокращенно называемая NNN, была разработана норвежской компанией Rottefella. Передняя часть крепления имеет резиновые упоры, в которые упирается носковая часть ботинка в момент толчка. Жесткость этих элементов влияет на управление лыжами, поэтому для разных стилей езды применяются разные резиновые упоры.

Система NNN отличается от своего аналога SNS направляющими выступами для обуви вдоль креплений. В NNN два параллельно расположенных выступа, а в SNS всего один. У креплений New Nordic Norm скоба фиксации ботинка слегка смещена назад под пальцы, обеспечивая более четкое управление лыжами при коньковой технике езды.

Важно понимать, какие бывают виды лыжных креплений и какие ботинки к ним нужны. Среди преимуществ крепления для лыж NNN выделяют следующее:

  • богатый ассортимент ботинок;
  • наличие автоматического и ручного типов крепления;
  • имеются детские и подростковые модели;
  • отличаются удачным сочетанием стоимости и качества.

Среди недостатков систем NNN можно выделить то, что автоматические модели могут примерзать при попадании воды.

Крепления для лыж Nordic Integrated System

Данная система лыжного крепления (сокращенно ее называют NIS) была разработана в 2005 году и ее сразу стали использовать такие известные марки, как Madshus, Rossignol и Alpina. Это модернизированный вариант системы NNN, имеющий плату, закрепляемую на поверхности лыж на заводе. За счет этого обеспечивается легкая установка крепления и возможность сдвигать его в продольной плоскости. Крепления NIS совместимы с ботинками под систему NNN.

Среди преимуществ креплений Nordic Integrated System специалисты выделяют:

  • простоту установки;
  • возможность сдвигать крепление;
  • совместимость со стандартом NNN.

Лыжные крепления Salomon Nordic System

Эту систему креплений, которая сокращенно называется SNS, придумала французская компания Salomon. Ботинок фиксируется на продольной широкой направляющей, в передней части которой есть упоры из резины. За счет изменения их жесткости можно менять жесткость управления лыжами. Поэтому тем кто ищет хорошие крепления для конькового хода, стоит приглядеться к данному варианту.

Крепления SNS можно разделить на две подкатегории:

  • SNS Pilot - хороший вариант для коньковой техники езды;
  • SNS Profil - универсальный вариант, подходящий для конькового, классического или комбинированного стиля.

Эти виды крепления лыжных ботинок считаются очень надежными. С креплениями SNS работают такие известные фирмы, как Atomic, Salomon, Adidas и Spine. К их преимуществам относят:

  • хорошая прочность и надежность;
  • выпуск детских и подростковых креплений.

Данние виды креплений для беговых лых имеют и свои недостатки:

  • нужна специальная обувь;
  • используются на обрабатываемых ратраками трассах;
  • обувь, подходящая под этот тип крепления, представлена не очень большим ассортиментом.

Крепления для лыж Nordic Norm 75 mm

Рассматривая типы лыжных креплений, нельзя не рассказать о системе крепления Nordic 75, которая использовалась еще во времена СССР. В ней можно использовать фиксирующий подпятник, а одним из плюсов типа креплений лыжи 75 мм является низкий центр тяжести лыжника.

Современные системы Nordic 75 создаются из пластика, различных сплавов и композитных материалов. Среди преимуществ выделяют:

  • малая стоимость;
  • оптимальный вариант для детей (не жалко каждый год покупать новую систему).

Если Вы ищете, какие виды лыжных креплений лучше, обратите внимание на недостатки системы крепления Nordic 75:

  • на рынке представлено множество дешевых моделей низкого качества;
  • сложны в эксплуатации;
  • ботинок, подходящих под это крепление, становится все меньше;
  • неудобное разделение левого и правого крепежа.

Теперь вам известно, какие бывают крепления для лыж. Лыжники со стажем обычно отдают предпочтение системам с ручным креплением, а новичкам и любителям можно остановиться на автоматических моделях, так как они более просты в эксплуатации. Если учесть невысокие скорости движения и перепады высот, а также катание в основном по ровным трассам, случайное открывание или примерзание крепления не так опасно, как при скоростном спуске для профессиональных спортсменов.

Винты с обозначением шкал нагрузок должны соответствовать таблицам, которые прилагаются к крепежной системе. Если у вас возникли сложности при выборе, обратитесь к профессионалам или консультантам в магазине, которые всегда подскажут, какие бывают крепления для лыж.

Видео

Для получения удовольствия от передвижения на лыжах, нужно купить качественное снаряжение, защищающее от травм. Крепления для лыж — это одно из самых важных видов обмундирования спортсмена, поскольку влияет на управляемость лыж. Крепления — это так называемый привод, удерживающий ногу.

Передняя часть системы креплений NNN оснащена флексорами, сделанными из резины. В них упирается носок ботинка при отталкивании. Управление лыж напрямую зависит от жесткости устройства. Существует три типа жесткости: мягкие, полужесткие, жесткие. При покупке флексоров для лыжных креплений, нужно учитывать стиль катания спортсмена.

Основное отличие NNN креплений от SNS — наличие выступов для обуви, располагающиеся вдоль приспособления. Система оснащена двумя выступами, установленных друг напротив друга. Аналогичные системы имеют всего 1 выступ. У снаряжения NNN, скоба для фиксирования ботинка слегка смещена назад под пальцы, что повышает четкость управления при катании коньковым стилем.

Крепления NNN имеют такие преимущества:

  • совместимость с различными типами ботинок;
  • автоматический и ручной режим работы;
  • большой выбор моделей, среди которых присутствуют детские и подростковые;
  • невысокая стоимость и хорошее качество.

У автоматического крепления NNN есть один минус — при попадании влаги, конструкция замерзает и перестает функционировать.

В креплениях SNS, ботинок закрепляется на продольной широкой направляющей. Впереди нее располагаются упоры, изготовленные из резины. Жесткость спортивного снаряжения можно менять.

Существуют такие виды системы SNS:

  • Pilot — применяется для конькового стиля езды;
  • Profil — универсальная модель, которая хорошо подходит для разных стилей (коньковый, классика, комбинированный).

Преимущества системы:

  • прочность и надежность;
  • возможность использования для мини-лыж.

Недостатки:

  • подходит только для определенных видов обуви;
  • можно применять исключительно на трассах, которые обрабатываются ратраками;
  • узкий ассортимент специальной обуви, что значительно затрудняет выбор.
Благодаря двум осям, крепления Salomon Nordic System Pilot улучшают сцепление ботинка с лыжей.

Автоматические или механические?

Плюсы автоматов:

  • легкое застегивание без лишних усилий;
  • невысокая стоимость.

Недостатки автоматических устройств:

  • лед и снег не должны находиться под скобой ботинка;
  • если место полностью не очищено, ботинки могут самопроизвольно отстегнуться;
  • после катания, ботинок может не выстегиваться из-за того, что пристыл — в этом случае, ботинок снимается вместе со снаряжением и отогревается в помещении.

Преимущества механических приспособлений:

  • легко застегиваются;
  • завершив катание, креплениям можно легко расстегнуть, даже при налипании снега.
  • цена у механических изделий выше чем у автоматических;
  • при застегивании и расстегивании, нужно нагибаться.

Этот тип используется лыжниками-профессионалами. Если позволяет бюджет, предпочтительнее приобретать механические приспособления, поскольку срок эксплуатации таких конструкций выше, чем у автоматических.

Крепления для охотничьих лыж производятся из кожи. При покупке таких конструкций, лучше проконсультироваться со специалистом.

Разновидности

Крепления нужно подбирать индивидуально для каждого спортсмена, в зависимости от его стиля катания.

Для горных лыж

Устройство разделено на 2 части и имеет пластинки под носком, которые уменьшают трение ботинка. Боковое открепление происходит за счет передней части, а верхнее — задней.

Все виды приспособления имеют одинаковый размер. Для использования, подойдет любая фирма (Burton, Fisher, Step, Декатлон). Компания Thule дополнительно выпускает крепления для лыж на автомобиль. А также продается кронштейн для хранения лыж на стене.

Регулировка устройств для фрирайда зависит от массы человека. При настройке устройства, нужно учитывать опыт и стиль езды спортсмена. При регулировке нужно учитывать такие нюансы:

  1. Чтобы определить единицу срабатывания приспособлений, разделите вес спортсмена на 10. Начинающим лыжникам необходимо отнять 2 единицы от полученного параметра.
  2. Максимум границы регулирования — это ±3 единицы от результата, который получился вначале.
  3. Величина усилия может указываться в килограммах. Поэтому от веса нужно отнять 25 килограммов.
  4. Для установления правильной единицы крепления, необходима подсказка в виде таблицы, ее можно найти в наборе.

Для горных пластиковых лыж производятся такие разновидности конструкций:

  • с ручным застегиванием, у них единственный минус — высокая стоимость;
  • автоматы или полуавтоматы, заклиниваются из-за попадания жидкости.

Любители используют полужесткие или мягкие конструкции.

Для беговых лыж

Выбор приспособлений, которые используются для бегового хода, зависит от трасс.

Существует 3 типа приспособлений:

  • NN 75.

Особенностью стандарта NN 75 является пружинная конструкция — 3 шипа, которые укреплены на пластине из металла с дужкой-пружиной. Этим типом пользуются лыжники-любители.

К плюсам можно отнести:

  • низкую цену;
  • возможность использования стандартного варианта креплений для обучения детей.

К минусам относится:

  • сложности в застегивании и расстегивании устройства;
  • низкое качество.

Несмотря на простоту устройств, крепления NN 75 постепенно уходит с рынка.

SNS крепления используются профессиональными спортсменами. Производители выпускают автоматические и механические модели.
  • отличное качество;
  • надежность;
  • легкость в эксплуатации, юниорскими моделями несложно пользоваться даже ребенку.
  • необходимость приобретать специальную обувь;
  • подходят только для трасс, которые обрабатываются ратраком;
  • сложно отыскать подходящую обувь.

New Nordic Norm соединяются с лыжами двумя способами:

  • крепятся шурупами;
  • надеваются на специальные «салазки».

Преимущества:

  • большой выбор моделей для детей и взрослых;
  • наличие двух типов снаряжения;
  • выпускаются модели для детей и подростков.

Среди недостатков выделяют то, что при попадании воды автоматы замерзают.

Профессиональные спортсмены используют механические конструкции. Начинающим лыжникам лучше выбрать автоматические системы, поскольку ими легче пользоваться. Маленькая скорость передвижения, небольшие перепады, ровная трасса — все это подходит для «автоматов». Примерзание опасно в том случае, если развивается высокая скорость во время катания. Воспользуйтесь таблицами, которые указаны в инструкции. Для беговых лыж выбирайте крепление лыжные полужесткие и мягкие. Мужские модели отличаются своей жесткостью. Такие приспособления выпускает компания Фишер. Женские версии креплений — это картели. Монтаж приспособлений можно провести своими руками. Крепления для лыжероллеров подбираются индивидуально.

Система SNS Pilot

Лыжные крепления SNS Pilot, продвигаемая компанией Salomon представляет лыжнику довольно интересную двухточечную систему соединения ботинка и крепления. Спереди находится обычная поперечная планка (2), сзади – скоба с пружиной (1). Вдоль крепления расположен один центральный выступ.

Такой подход исключает поперечные колебания ботинка относительно лыжи, тем самым увеличивая стабильность и устойчивость.

Система NNN

Разработанная компанией Rotefella система лыжных креплений NNN использует одноточечное сопряжение крепления и ботинка, при этом применяется двойной резиновый флексора. Вдоль крепления расположены две тонкие направляющие для обеспечения поперечной стабильности ботинка.

Использование специальной NIS-платформы для соединения крепления и лыжи позволяет быстро и просто устанавливать крепления и при необходимости незначительно смещать их в зависимости от технических особенностей конкретного лыжника.

Сравнение креплений SNS Pilot и NNN

Поперечная стабильность

Несмотря на различия в способах обеспечения поперечной стабильности ботинка относительно лыжи, существенной разницы я не заметил. Несмотря на более жёсткую фиксацию в системе SNS Pilot, ощущения от катания с креплениями NNN (использовалась модель Rotefella SSR Skate) не позволяют говорить о снижении поперечной стабильности.

Сила толчка

Говоря о силе толчка следует сказать о длине рычага. Крепления SNS Pilot крепятся к лыже с использованием обычных шурупов, а высота платформы составляет пару миллиметров. Таким образом ботинок минимальным образом поднят над лыжей.

Крепление Rotefella NNN устанавливается на платформу NIS к тому же сама высота платформы крепления существенно выше, чем у SNS Pilot.

Таким образом более “высокое” крепление от Rotefella обеспечивает более сильный толчок, поскольку за счёт более высокого крепления фактически увеличивается длина ноги, а значит и рычаг.

Устойчивость

Более высокое крепление системы NNN от Rotefella поднимает центр тяжести ботинка над лыжей. За счёт этого устойчивость лыжника несколько снижается по сравнению с системой SNS Pilot, где центр тяжести расположен максимально низко.

Выбор ботинок

Сейчас крепления системы NNN активно продвигаются производителями лыж путём установки на большинство моделей лыж платформы NIS. Поэтому выбор ботинок под крепления NNN существенно более обширные. Такие топовые бренды, как Fischer, Alpina, Madshus, Rossignol предлагают покупателям модели разного профессионального уровня на любой вкус и кошелёк.

Что касается креплений SNS Pilot, то выбор профессионала может быть фактически единственным – лыжные ботинки Salomon

Какие крепления лучше – SNS Pilot или NNN? Как выбрать?

Безусловно, выбор креплений – дело вкуса. Я, давно завершивший выступления в профессиональных соревнованиях, не заметил принципиальной разницы в использовании лыжных креплений той или другой системы. Все отличия в деталях.

Поэтому я бы посоветовал выбирать систему лыжных креплений, отталкиваясь от подбора удобных ботинок. Вряд ли та или другая система позволит улучшить результаты, если после каждой тренировки спортсмен будет уходить с больными ногами.

Мой выбор на данный момент – лыжные ботинки Alpina ESK Elite Skate Pro и, как следствие, крепления Rotefella SSR Skate системы NNN.

Что делать, если на выших лыжах не установлена платформа NIS, а вы остановились на креплениях NNN? Проблема решаема – , о которой я писал ранее.

До встречи на лыжне в следующем сезоне!

Системы SNS и NNN. Почему только эти две системы: все просто — они самые распространенные на данный момент (все остальное уходит в прошлое — крепления NN 75 мм (для ботинок с тремя дырками, которые возможно пылятся у вас на балконах) уже менее практичны и не так удобны, плохо фиксируют ботинок относительно плоскости лыжи).

Сразу оговорюсь, обе системы креплений имеют множество моделей, которые разработаны для начинающих лыжников (любителей) и для профессионалов. Спортсмены мирового класса выступают и на тех и на других креплениях, каждый выбирает под себя.

Начну с системы креплений SNS. Разработано фирмой Salomon. Туристические (прогулочные) варианты, как правило, идут автоматы (с автоматическим застегиванием, необходимо только вставить ботинок в крепление) и подходят для комбинированного стиля катания — классикой или коньком. Флексор (резинка) средней жесткости. Их минусы — более тяжелые и иногда замерзают при низких температурах.

Следующей ступенькой будут крепления SNS PROFIL EQUIPE (classic или skate). Различие только во флексорах (резинках). Для конькового стиля катания более жесткие. Подойдут как для любителей, так и спортсменов выше уровнем. На этих креплениях будет лучше контроль над лыжей.

Уровнем выше находятся крепления SNS PILOT EQUIPE (classic или skate). Плюсы: лучшая геометрия, меньший вес, отличный контроль над лыжей. Многие лыжники — профессионалы выбирают эту модель. Дополнительно между этим креплением и лыжей устанавливается пластина WEDGE, которая поднимает переднюю часть ботинка на 5 миллиметров, что по данным исследований Salomon увеличивает фазу отталкивания и прокат на лыже. Бывает двух видов: узкая и широкая, на ваш выбор.

Топовой моделью Salomon стали лыжные крепления SNS PILOT CARBON RC (RC2), выпущенные в 2015 году. Производители не только уменьшили вес и сохранили отличный контроль над лыжей, но и встроили пластину wedge, которая улучшает стабильность и дальность проката при отталкивании. По стоимости значительно превышает предыдущие модели, но она того стоит.

Все крепления Salomon устанавливаются на лыжи с помощью шурупов.

Теперь расскажу о системе NNN. Разработано фирмой ROTTEFELLA. Также как у SNS любительскими, прогулочными (для начинающих лыжников) вариантами будут крепления — автоматы, например: step-in, стоимостью около 1000 рублей. Устанавливаются на лыжи с помощью шурупов.

Следующими в линейке NNN идут крепления ROTTEFELLA R3, которые также устанавливаются с помощью шурупов, но в 2015 году их сняли с производства, отсюда делаем вывод, что вся линейка NNN (не включая любительские) идет с безшурупной системой установки (крепления устанавливаются на предустановленную на лыжи платформу NIS c помощью специального ключа). Примерно в одной ценовой категории с R3 идут две модели креплений:

Xcelerator Junior и Exercise (Бывают skate и classic). Первые отлично подойдут для спортсменов разного уровня подготовки с размером ноги не более 42, т.к. больше не позволит длина направляющей платформы — она слитная. Вторые для спортсменов — любителей, среднего уровня подготовки, которые не стремятся достичь высших результатов.

Верхней ступенью эволюции стали крепления ROTTEFELLA XCELERATOR (Skate и Classic). Для спортсменов, серъезно увлекающихся спортом. Легкий вес и практичность делают их совершенством в линейке NNN. В дополнении к коньковому варианту ставят платформу XCELERATOR SKATE SPACER (аналог пластины WEDGE у Salomon), которая приподнимает носок крепления, тем самым улучшает стабильность и отталкивание. Крепится также на платформу NIS с помощью ключа и поверх нее устанавливаются сами крепления.

Или же можно выбрать вариант креплений с уже встроенной платформой — ROTTEFELLA XCELERATOR SSR

Подведем итог. При выборе креплений посмотрите на свои лыжи, сейчас большинство производителей уже встраивают платформу NIS на лыжи (FISCHER, MADSHUS, ROSSIGNOL). В этом случае рекомендую ставить крепления системы NNN, т.к. их легко снять и поставить (можно без проблем использовать и в летний период на лыжероллерах). Если у вас лыжи без пластины (например ее нет на SALOMON, ATOMIC, YOKO, JARVINEN, SKI TRAB), то отлично подойдут крепления от Salomon, или же можно поставить любительские Rottefella step-in.

Я опробовал обе системы в течение многих лет тренировок. На мой взгляд у креплений Salomon Pilot в разы лучше сцепление ботинка с лыжей, за счет двух осей, и соответственно управляемость на высоте. Выбор остается за вами. Ниже фото лыж с платформой NIS и без нее.

После покупки лыж и ботинок, выбирают крепления. С их помощью удерживается стопа на лыже и контролируется весь процесс езды. Если были выбраны неправильно, катание будет некомфортным и опасным.

  1. Первое что нужно сделать, это определить центр тяжести. Для этого, лыжу устанавливают на любой предмет, чтобы получились своеобразные «качели». Точка, в которой лыжа будет находиться в равном соотношении с обеих сторон и есть центр тяжести.
  2. Отмечаются габариты крепления, и выбирается центр. Для этого, нужно провести продольную линию, разделив лыжу на две равных части.
  3. Когда все метки сделаны, необходимо приступать к фиксации. Для этого нужно просверлить дырки и зафиксировать изделие шурупами. Можно дополнительно покрыть поверхность конструкции клеем.

После того как все действия сделаны, необходимо оставить лыжи на просушке. Это процесс занимает не менее 12 часов. Желательно оставить их на сутки.

При , необходимо учитывать индивидуальные параметры человека. Чтобы они были комфортными, необходимо учитывать анатомию человека и обувь, используемую для езды.