Какие сми представляют частный сектор экономики. Приватизация как реальная основа создания частного сектора экономики

Частный сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется на: корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие частного сектора экономики. Первая - это причины кардинального (общеэкономического) характера, заложенные в экономической политике государства; вторая - локального (преимущественно организационного) характера. Бирюков В. А. , Зверев А.Ф. Экономика.- Москва: МГУП, 2011. С. 227.

Таким образом, по мнению российских авторов, суть новой социально - экономической стратегии и стержень концепции реформирования страны - в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни людей, динамичной рыночной экономикой при значительной роли государства в ее трансформации и регулировании.

Одним из основных условий развития частного сектора является полная свобода учреждения предприятия и начала любой производственной деятельности. Частный сектор не должен сталкиваться с какими-либо запретами и объект, владеющий частной собственностью, должен иметь неограниченное право сдавать в аренду имущество, находящееся в частной собственности, на основе свободного договора между арендодателем и арендатором, а также накапливать, продавать и покупать любые высокоценные предметы. Свободные цены, основанные на свободном договоре покупателя и продавца, свободная внешнеторговая деятельность, свобода купли-продажи жилья или имущества, находящегося в частной собственности, свобода кредитования с уплатой процента, найма рабочей силы, финансовых инвестиций в любые частные предприятия - вот та атмосфера, которая необходима для развития частного сектора.

Второе условие развития частного сектора требует гарантии закона о выполнении договорных обязательств. В случае любого нарушения частного договора пострадавший гражданин должен иметь право обратиться в суд, чтобы принудить нарушителя договора к выполнению взятых им на себя обязательств.

Третье условие - абсолютная безопасность частной собственности. Гарантии ее неприкосновенности должны предусматриваться законами, программами партий и заявлениями ведущих государственных деятелей. Нужны гарантии, что конфискаций частной собственности не будет никогда.

Четвертое условие требует, чтобы кредитная политика стимулировала частные капиталовложения. Необходимы равные условия для становления всех видов собственности. Но в реальности произошло сращивание бюрократического аппарата, государственной банковской системы и государственных предприятий. Это обусловило несомненные стартовые преимущества государственного сектора.

Для дальнейшего развития частного сектора очень важно наличие в обществе уважения к частному сектору (пятое условие).

Рост частного сектора имеет фундаментальное значение для экономического благосостояния страны. Увеличение объема производимых им ценностей, измеряемых показателями валового национального продукта, объема производства, продаж и т.д., являются признаками экономического здоровья нации.

Анализ параграфа показал, что частный сектор - основа экономики любой развитой страны. Это огромное множество и разнообразие крупных и мелких предприятий, производящих подавляющую часть товаров, необходимых для людей.

В первой главе были исследованы основные теоретические положения возникновения и функционирования государственного сектора экономики. Проведены параллели между сходными, но не идентичными понятиями госсектора и госсобственности. Обозначены основные границы функционирования госсектора через функции выполняемые государством. Определены основные методы государственного регулирования госсектора. Стоит заметить, что эти методы приводятся в действие комплексно, поэтому сложно оценить значимость каждого. Однако на сегодняшний день все больше развиваются методы государственно-частного партнерства. Также рассмотрена сущность частного сектора, его значение для экономики огромно. От его развития зависит развитие всей экономики страны.

5.3. Формальная и неформальная экономика – сфера развития самоорганизации общественного хозяйствования

Современный экономический мир представляют многомерные, органически взаимосвязанные на различных уровнях отношения национальных и межнациональных, высокоразвитых и развивающихся стран. В условиях глобализации также имеет место неформальное хозяйствование, масштабы которого представляют внушительные цифры от объемов ВВП национальных экономик. Так, например, в высокоразвитых странах Европы и США удельный вес ВВП неформального сектора экономики в сравнении с аналогичным показателем национального хозяйства составил от 4 до 25 % в конце XX века, а в развивающихся странах данный индикатор варьировал от 25 до 60 % и в некоторых отдельных слаборазвитых государствах доходило до 95 %. В начале XXI века в Евросоюзе его удельный вес колебался от 7 до 16 %, а в общемировом масштабе удельный вес неформального производства оценивался в 5–10 % от ВВП. Для стран бывшего Советского Союза данный показатель варьируется в настоящее время от 25 до 55 %.

Неформальное хозяйствование представляет составную часть национальной, международной и мировой экономики и является противоположностью формальному сектору хозяйства. Легальный сектор экономики существует и функционирует в пределах формализации, институционализации хозяйственной деятельности субъектов, предопределяемые официальными органами государства или альянса государств, мирового сообщества.

В формализованной экономике все субъекты хозяйствования должны функционировать в рамках официальных законов, правовых актов, предписанных государством. Вся деятельность субъектов хозяйствования, выходящая за пределами правовых действий, не подлежащая учету, скрываемая от официальных органов, а также противозаконные латентные, антиобщественные хозяйственные действия представляют содержание неформального сектора экономики.

В экономической литературе отмечается, что «экономисты изучают неформальную экономику…, однако нельзя сказать, что они уже вполне разобрались в сущности этого феномена. Не стихают дискуссии даже по поводу его точного определения, не говоря уже об объяснении причин его возникновения, роли в хозяйственной жизни общества, выработки оптимальной линии государственной политики по отношению к нему, перспектив его дальнейшего развития». Здесь необходимо подчеркнуть о том, что нельзя выводить и рассматривать данное явление как обособленно существующее и выделять в качестве неформальной экономики. Данный феномен не существует без формального сектора экономики, и они взаимодействуют и функционируют в пределах всей национальной экономики или мирового хозяйства в зависимости от рассматриваемых масштабов. Поэтому правильно будет использовать термин «неформальный сектор экономики», а не отождествлять его с отдельно существующей, обособленной экономикой.

В научных источниках отмечается, что «отцом» нового научного направления по праву считается английский социолог Кейт Харт , «открывший» неформальную занятость во время полевых исследований конца 60‑х гг. в городских трущобах Аккры, столицы Ганы - одной из отсталых стран Африки. (Сам К.Харт считал своим предшественником в изучении неформальной экономической деятельности английского публициста середины XIX в. Г.Мейхью (H.Mayhew), исследователя «культуры бедности» в Лондоне.)».

К.Харт, обосновывая определение неформальности, подчеркивал, что «различие между формальными и неформальными возможностями дохода базируется на различии между работой за зарплату и самозанятостью». Исходя из противоположности «формального–неформального» и «законного–незаконного» внутри неформального сектора экономики, К.Харт определил следующие группы по доходам горожан :

Формальные доходы, трансфертные платежи;

Законные неформальные доходы и частные трансфертные платежи (подарки, займы, подаяния нищим);

Незаконные неформальные доходы и трансферты (кража, воровство, растрата и т.п.).

Открытие и обоснование К.Хартом неформального сектора экономики мгновенно распространилось. Он сделал попытку выявить условия и причины возникновения и существования неформального сектора экономики, при этом остановившись на частных факторах.

Неформальный сектор экономики возник с господством частной собственности и государства еще со времен рабовладельческой эпохи. Частная собственность обусловило появление государства, которое в свою очередь предопределило «правила игры» для обеспечения постоянного самовоспроизводства. Такие правила игры побуждали часть свободного население на их нарушение для обеспечения самоорганизации индивидуального воспроизводства. Государство рабовладельческого строя было не в состоянии под контролем держать все хозяйственные процессы, где уровень развития производительных сил явно не соответствовал масштабам общественного хозяйствования. Поэтому нами определяется объективным условием возникновения и функционирования неформального сектора экономики господство частной собственности и государства, и несоответствие уровня развития производительных сил масштабам общественного хозяйствования в данной экономической системе, что приводит к самоорганизации в процессе самовыживания и адаптации субъектов хозяйствования. Здесь оппоненты могут возразить по поводу частной собственности и отстаивать в качестве условия общенародную, общественную собственность, исходя из практики существования так называемого социализма в СССР, где неформальный сектор занимал определенную часть в экономике. По некоторым источникам в 1990 году удельный вес результатов неформального сектора составлял 40 % от ВВП . Это объясняется тем, что декларированная общественная собственность в форме государственной представляла в реалии номенклатурно-чиновничью частную собственность, которая якобы принадлежала всем или была ничейной, но в действительности ею владели, распоряжались и использовали чиновники и хозяйственники от государственной власти.

К объективным причинам можно отнести противоречия между государственным, общественным и индивидуальным воспроизводством, возникающим и развивающимся на основе «правил игры», созданных в интересах госаппарата подавления, служащим инструментом регулирования экономики и жизни населения. Здесь необходимо отметить, что более глубинной причиной и основой являются диалектика взаимообусловленности и взаимодействия формальной организации и самоорганизации общественного хозяйствования. При этом самоорганизации общественного хозяйствования представляется содержанием неформального сектора экономика, а формальная организация общественного хозяйствования – формального сектора, которые представляются составными частями содержания национальной экономики в масштабе государства, а также межрегиональных и мировых экономик. Пока существуют основные объективные условия и причины, неформальный сектор будет диалектически взаимосвязан с формальным и развиваться во взаимообусловленности в экономической системе.

Неформальный сектор экономики является родовым термином и подразделяется на виды. Одни авторы в качестве родового названия этому явлению предлагают термин «теневая экономика», исходя из основного признака, выражающий отношения экономических агентов к отчетности . Однако данный термин имеет два недостатка. Во-первых, часть понятия «теневая» заимствована из художественной литературы или бытовой лексики, что предполагает только негативные процессы. Однако неформальный сектор экономики имеет и прогрессивное значение в развитии экономической системы и общества. Во-вторых, теневая часть входит в содержание неформального сектора, поскольку целостность системы хозяйствования состоит из формально и неформально организованной экономики.

В другом источнике родовым понятием считают «ненаблюдаемую экономику». Авторы дают следующее определение данного понятия: «В совокупности виды деятельности, не отраженные в основных данных вследствие их принадлежности к одной или нескольким из указанных проблемных областей, по определению называются ненаблюдаемой экономикой» . Далее предлагается структура ненаблюдаемой экономики, которая состоит из теневого производства, незаконного производства, производства неформального сектора, производства домашнего хозяйства .

Понятия «ненаблюдаемая» и «теневая» по содержанию выражают скрытую, невидимую часть экономики, и в этом плане они представляются тождественными. Другой ошибкой является сужение содержания неформального сектора по сравнению с ненаблюдаемым и представления его в качестве структурного элемента. Ненаблюдаемый сектор является производным от неформального, поскольку от степени охвата и уровня формализации общественного хозяйствования будет зависеть пространство и объем неформальной экономической деятельности, что порождает ненаблюдаемые явления в хозяйстве.

В официальных источниках Системы национальных счетов (СНС), Международной организации труда (МОТ) в основном встречаются три вида: скрытая деятельность, неформальная деятельность и нелегальная деятельность. Здесь нужно отметить, что «помимо незаконного и скрытого производства СНС вводит понятие неформального производства. Неформальным считается производство в рамках неформального сектора или сектора «Домашние хозяйства». Определение термина «неформальный сектор» сформулировано МОТ и включает хозяйственные единицы, производящие товары и услуги преимущественно с целью обеспечения работой и доходом соответствующих лиц. Юридически оформленных трудовых отношений в этом случае, как правило, не существует, а трудовые отношения основаны на случайной занятости, родственных, личных и социальных связях. На практике значительная часть неформального производства осуществляется для собственного потребления, однако, некоторая часть выпуска может быть реализована на рынке». Далее предлагается неофициальная форма, которая характеризовала бы легальную деятельность, не учитывающая по разным причинам официальной статистикой. «К ней относят большую часть производства в домашних хозяйствах (ремонт домов и квартир собственными силами, бесплатные домашние услуги), самодеятельные детские группы, заработки студентов и т.д. При этом деятельность ряда мелких экономических агентов не учитывается из-за несовершенства статистического наблюдения».

Термины «неофициальная» и «нелегальная» являются тождественными, выражающие незаконность деятельности и поэтому придумывать дополнительные элементы, не свойственные истинному содержанию данных понятий, не имеет смысла. А неформальный сектор, являясь противоположностью формальному, в совокупности они представляют целостную экономическую систему, между которыми не должно быть по логике третьего в плоскости институциональной экономики.

Следовательно, неформальный сектор экономики, как родовое понятие, проявляется в ненаблюдаемой (скрытной, теневой), нелегальной (незаконной, неофициальной, криминальной) формах. Тем самым можно отметить, что неформальный сектор экономики состоит из ненаблюдаемого и нелегального секторов, которые представляют проявление самоорганизации общественного хозяйствования и результат взаимодействия с формализованной организацией.

Определение нелегального (незаконного) сектора основано на положениях, данных в параграфах 6.30-6.36 «Голубой книги» СНС, где отмечается два вида незаконной экономической деятельности:

Производство и права собственности на товары и услуги запрещены законом;

Экономическая деятельность, относящаяся к легальной, осуществляемая не уполномоченными, у которых нет на это права, приобретает незаконный характер.

Ненаблюдаемый (скрытный) сектор экономики определяется в СНС как экономическую деятельность вполне на законных основаниях, полноту проявления которой намеренно скрывают от официальных органов по следующим причинам:

Уход от уплаты налогов, взносов на социальное обеспечение;

Сокрытие нарушения официальных стандартов (норм минимальной заработной платы, максимальной длительности рабочего дня, безопасности, санитарных и т.п.).

Несоблюдение правовых норм, административных процедур (заполнение статистических форм отчетности и др.) .

Кроме ненаблюдаемого (скрытного) и нелегального (незаконного) секторов экономики СНС вводит понятие неформального производства, под которым понимается деятельность домашних хозяйств. Здесь нужно напомнить, что домашнее хозяйство находится вне поля официальных «прав игры» национального хозяйствования, поэтому относится к ненаблюдаемому сектору экономики.

Понимание неформального сектора как домашних хозяйств сужает его содержание. И поэтому появляются в специальных литературах противоречивые, далекие от истины предположения, которые можно увидеть в нижеследующих строках. «Производство продукции, осуществляемое некорпорированными предприятиями домашних хозяйств исключительно для собственного конечного использования, не является частью неформального сектора, и поэтому рассматривается в качестве самостоятельной проблемной области ННЭ (ненаблюдаемой экономики - курсив К.А.). В целях обеспечения полной согласованности данную проблемную область следовало бы назвать производством, которое осуществляется предприятиями, не относящимися ни к формальным, ни к неформальным единицам, и включает, тем самым, помимо тех предприятий, на которых производство осуществляется для собственного конечного использования, любые предприятия, остающиеся вне разделения на формальные/неформальные единицы» . В другом источнике пишут: «На практике значительная часть неформального производства осуществляется для собственного потребления, однако, некоторая часть выпуска может быть реализована на рынке. … В принципе СНС не рекомендует включать … услуги, произведенные домашними хозяйствами для собственного потребления…, в границы производства. Однако в определенных случаях, если такого рода деятельность оказывает значительное воздействие на экономическую ситуацию в стране, неформальное производство должно быть учтено».

Такая путаница исходит из того, что отсутствует понимание полноты и адекватности содержания, используемых терминов в структуре неформального сектора экономики, и взаимообусловленности формальной организации и самоорганизации общественного хозяйствования.

Определением функций неформального сектора экономики занимались многие исследователи: одни выявляли хорошие или плохие функции, без их взаимосвязи и системности; другие стремились использовать комплексный подход и определить реально существующие функции. К последним относятся ученые из Перу Э. де Сото, Швейции - Д.Кассель, России - Ю.В.Латов и др.

Э. де Сото считал, что неформальный сектор способствует установлению истинно демократического экономического порядка, организации своего бизнеса и хозяйства на принципах свободной конкуренции. Д.Кассель определил три основные функции - аллокативную (экономической смазки), стабилизирующую (экономического амортизатора) и истрибутивную (социального умиротворителя).

Критикуя вышеприведенного автора, Ю.В.Латов пишет: «Подход Д.Касселя ограничен, поскольку он рассматривает функции теневой экономики с точки зрения статической социально-экономической системы. В сущности все, им перечисленное, - это одна мегафункция институционального дублирования: теневая экономика помогает развиваться существующей социально-экономической системе именно с тем набором базовых институтов, которые уже есть. В рамках такого подхода легальные и теневые институты являются частичными субститутами друг друга . Но и в рамках этого подхода концепции Д.Касселя не хватает системности. По существу, он выделяет не три, а две функции - стимулирование роста, с одной стороны, обеспечение экономической и социальной стабильности, с другой. … Предлагаемый нами подход основан на рассмотрении общества как системы не статической, а динамической…

Выделенные нами три функции теневой экономики - инновационная, дублирующая и утилизационная - сами образуют определенную систему. … Когда происходит рождение нового общества, наиболее активно выполняются инновационная и утилизационная функция. Иначе говоря, теневая экономика генерирует и предлагает обществу для массового внедрения новые институты, одновременно вбирая в себя старые институты. Когда же общество прошло точку бифуркации и начинает развиваться по аттрактору, то инновационная и утилизационная функции отходят на задний план, более важной становится дублирующая функция. Поэтому, в частности, очень велики качественные различия между теневой экономикой современных постсоциалистических и развитых стран. Они связаны с тем, что хотя обе группы стран находятся в состоянии перехода, но постсоциалистические страны переживают двойной переход - не только от индустриального к постиндустриальному обществу, но и от командной экономики к рыночному хозяйству. … Все три выделенные нами функции необходимы для полноценного развития общества. Оно нуждается и в поиске новых «правил игры», и в укреплении существующего стабильного набора институтов, и в канализации архаичных норм. Наличие теневого сектора экономики делает развитие общества более устойчивым и безопасным».

Критика российского автора своего швейцарского коллеги представляется несколько некорректным, поскольку функции «стимулирования к росту» и «стабилизации социально-экономического развития» не являются ли взаимосвязанными и динамичными. Далее у российского автора функции выражают институциональный характер, тогда как швейцарский ученый определяет социально-экономические свойства.

Неформальный сектор хозяйствования имеет ряд функций, которые вытекают из требований объективных сущностных отношений, экономических законов: исходных и основных отношений собственности, конкуренции, отношений индивидуального воспроизводства, законов рыночной экономики, механизмов и институтов их реализаций, и, прежде всего, диалектического взаимодействия формальной организации и самоорганизации общественного хозяйствования.

К функциям неформального сектора или самоорганизации хозяйствования можно отнести следующие виды:

Производства товаров и услуг, перераспределения имущества и прав собственности для обеспечения индивидуального воспроизводства субъектов, обделенных и ограниченных в возможностях в формальном секторе экономики;

Повышения конкурентоспособности за счет снижения издержек и увеличения дохода вне официальных «правил игры»;

Увеличения предложения и спроса на товары и услуги, развития рынка;

Адаптации экономической деятельности к условиям, созданными «правилами игры» для формального сектора экономики и развития общества;

Способствования к снятию и усилению антагонизма в отношениях между государственным, общественным и индивидуальным воспроизводством.

Данные функции непосредственно вытекают из объективных социально-экономических условий, которые могут проявляться в различных вариациях в зависимости от уровня развития стран и институтов международных отношений.

Неформальный сектор экономики отличается от формального не только целью, задачами, функциями. Для подтверждения сказанного приведем данные сравнительных характеристик, систематизированных в таблице 3, которые часто встречаются в отчетах МОТ.

В современных условиях в зависимости от стран некоторые позиции в таблице 3 могут отличаться. Например, по 6 строке таблицы в официальном секторе экономики зарплата в большей степени занижена в Казахстане, Российской Федерации, странах СНГ, особенно в государственных структурах, и часто встречаются случаи, когда частные и иностранные фирмы идут на умышленное ограничение оплаты труда наемным работникам.

Учителя, преподаватели, врачи, госслужащие в Казахстане и России, странах СНГ получают неполную величину оплаты труда, которые в разы меньше, чем полагалось бы иметь по статусу, уровню образования и значимости их труда в инновационном развитии экономики и общества. Тогда как в неформальном секторе экономики имеется тенденция и получения относительно высоких доходов наемных работников, хотя и не исключается низкий уровень оплаты труда.

Глобализация предопределяет открытость национальных и интегрированных экономик, что способствует развитию противоречивых тенденций формализации экономических процессов, а также расширению неформального сектора в связи с увеличением масштабов хозяйственной деятельности в современных условиях. Открытость национальных экономик обусловливает вхождение иностранного капитала, усиление конкуренции во внутреннем рынке и впоследствии увеличение масштабов неформального сектора хозяйствования. Такая реакция представляется как адаптация к новым условиям международной конкуренции. Хуже будет для населения, если местные субъекты хозяйствования прекратят свою экономическую деятельность.

Таблица 3

Сравнительные характеристики субъектов формального и неформального секторов экономики

Нарушением «правил игры» в экономике занимаются как представители национальных субъектов хозяйствования, так и иностранные компании. Это предопределено основными условиями и причинами возникновения и существования неформального сектора, диалектически взаимообусловленным развитием формального сектора экономики. Глобализация способствует расширению масштабов общественного хозяйствования для национальной экономики, таким образом усиливая несоответствие между уровнем развития производительных сил и масштабами экономического развития. Вместе с тем, привнесение современной технологии, новых знаний, способов адаптаций к новым условиям развития в последующем будет воздействовать на повышение уровня развития производительных сил национальной экономики и сужение параметров функционирования неформального сектора экономики.

Глобализации характерна интенсивная миграция рабочей силы. Данный процесс способствует развитию самоорганизации и увеличению масштабов неформального сектора, так как иммигранты готовы работать за низкую заработную плату и без регистрации в официальных органах страны пребывания. Такая срытая деятельность дешевой рабочей силы иммигрантов, которой пользуются фирмы, получают сверхприбыли за счет снижения издержек. Это характерно и высокоразвитым, и особенно развивающимся странам. Имеются примеры криминального проявления, когда иммигранты и даже граждане страны становятся рабами в XXI веке. Такие факты имеются в Казахстане, России и других развивающихся государствах.

Открытость экономики способствовало отмыванию денег, развитию наркобизнеса, контрабанды, нелегального вывоза и ввоза сырья, товаров и рабочей силы. Эти процессы негативно влияют на состояние национальной экономики.

Несомненно, огромную роль играет государство в сокращении до минимума такого комплекса негатива. Однако в Казахстане, России и странах СНГ само государство нуждается в оздоровлении от коррупции, которая представляется крайней формой проявления бесконтрольности и абсолютизации власти государственных чиновников во вред обществу и национальной экономике.

Коррупция переводится от латинского языка как подкуп, продажность, взяточничество. Она служит механизмом «подмазки» для быстрого осуществления цели в условиях отсутствия контроля общества над государством. Так, например, чтобы преодолеть бюрократическую волокиту для регистрации фирмы в Перу понадобилось бы в 80-е годы прошлого века 289 дней и значительные финансовые расходы, которые не по карману основной массе населения , в Казахстане - 89 дней в начале XXI, тогда как в Латвии - 5, а во Франции - 24 часа. Учитывая специфические условия развивающихся стран, «в ФРГ, Франции и Англии взятки, вручаемые в другой стране, не только законны, но и вычитаются из облагаемых налогом сумм» . В США так же признают допустимость взяток только за границей. «Это - выплаты государственным чиновникам лишь для ускорения административных действий, которые не могут быть отменены по их усмотрению».

В научной работе Эрнандо де Сото, получившая мировое признание, можно найти доказательные материалы на основе обширного анализа развития Перу с 1920 по 1990 годы о несовершенстве государства и законов, обусловливающих обнищание масс и развитие неформального сектора экономики. «В странах, подобных Перу, проблемой является не черный рынок, а само государство. Внелегальная экономика есть стихийная и творческая реакция народа на неспособность государства удовлетворять основные потребности обнищавших масс. … Когда законность является привилегией тех, кто обладает политической и экономической властью, исключенные из этого числа бедняки не имеют другого выбора, кроме беззакония. Вот почему внелегальная экономика набирает силу».

«Главное открытие де Сото, - отмечает Ю.Латов, - принципиально новый подход к объяснению возникновения теневой экономики. Основной причиной разрастания городского неформального сектора он считает не отсталость, а бюрократическую заорганизованность, препятствующую свободному развитию конкурентных отношений. До его работ считалось, что легальный сектор является носителем современной экономической культуры, в то время как неформальный - уродливый пережиток традиционной экономики. Де Сото доказал, что на самом деле легальная экономика развивающихся стран опутана бюрократическими узами, в то время как именно теневики устанавливают истинно демократический экономический порядок, организуя свое частное хозяйство на принципах свободной конкуренции». Далее Ю.Латов приводит свой вывод по поводу идей вышеприведенного автора: «Де Сото активно выступает за четкое закрепление прав собственности и либерализацию контроля за бизнесом, считая эти меры главной предпосылкой успешного экономического развития. Когда президентом Перу был А.Фухимори, демонстрировавший стремление к либерально-демократическим реформам, де Сото как его главный экономический советник добился проведения ряда реформ, которые способствовали легализации теневиков. Коррупционное перерождение режима Фухимори и его крах показали, однако, что одними реформами прав собственности в развивающихся странах трудно добиться радикальных перемен».

Однако научные исследования и полученные результаты Эрнандо де Сото заставляют задуматься о бесперспективности развития стран, где господствует диктатура власти, ущемляющая права общества. Об этом он пишет следующее: «Судьба страны… трагична и абсурдна: трагична потому, что законная система, судя по всему, создана для обслуживания тех, кому живется и так неплохо, и угнетения остальных путем превращения их в постоянных изгоев общества. Абсурдна она потому, что система такого типа сама себя обрекает на слаборазвитость. Она никогда не будет прогрессировать, ее удел - медленно тонуть, захлебываясь в собственной неэффективности и коррупции». По данному поводу уместно будет привести слова из Корана: «Убойтесь же Бога… Не повинуйтесь требованиям неумеренных, которые распространяют на земле зло и не делают добра». В данной священной книге, как мы видим, дается совет и указание на права бороться и отстаивать справедливость для процветания добра.

Коррупцию нельзя свести до минимума или свести на нет только совершенствованием юридических законов. Здесь нужны комплексные подходы, позволяющие выявить систему причин и пути их преодоления.

Причинами существования и процветания коррупции являются экономические, социальные, правовые, культурологические и другие:

Несоответствие механизма использования механизму действия экономических законов;

Низкая мотивация труда госслужащих, наемных работников в материальных и нематериальных секторах национальной экономики, что служит условием процветания оппортунистического поведения;

Непропорциональное распределение доходов: разрыв в десятки раз доходов богатых семей от бедных слоев населения;

Отсутствие или недостаточность демократии в развитии государства и общества, где регулирование направленно на защиту преимущественно официальной власти, монополий, верхушки бизнес-элиты, куда входят ограниченный круг семей высокопоставленных госчиновников и их приближенных;

Противоречие содержания законодательной базы требованиям объективной действительности;

Низкий уровень экономических, правовых знаний населения, гражданской ответственности и самосознания;

Незащищенность личности и населения и т.д.

Несоблюдение требований объективных экономических законов приводит к абсолютизации субъективных решений государства, конечным результатом которого становится социально-экономические кризисы, диспропорции в экономике, банкротство многих малых и средних предприятий, увеличение неформального сектора экономики в сопровождении с коррупцией и комплексом проблем для страны.

Низкий уровень оплаты труда стимулирует госслужащих, наемных работников на восполнение собственного бюджета посредством нарушения закона, устава, регламентаций учреждений и организаций, что приводит к негативным последствиям. Если подсчитать результаты от оппортунистического поведения наемных работников по причине низкой заработной платы, то они намного превышают тех расходов, которые бы шли на полноценную оплату труда. Некомпетентность верхушки государственной власти и алчность бизнесменов служат субъективным фактором оппортунистического поведения наемных работников, снижения совокупного спроса населения, сокращения предложения товаров, бурного процветания коррупции, воровства на производстве, бандитизма и т.п.

Разрыв в 30 раз доходов богатых семей от бедных слоев населения в Казахстане и 20-40 раз в России в начале XXI века говорит о том, что возрастает социальное напряжение, которое может в перспективе привести к разрушительным потрясениям и анархии. В связи с этим необходимо сокращать данный разрыв до 10, а затем до 5 или 3 раз как в социально ориентированных государствах. Это можно сделать через налоговую систему, распределение большей части акций монополий, крупных предприятий населению, развитие фондового рынка и другие финансовые инструменты.

Отсутствие или недостаточность демократии приводит к абсолютизации государственной власти, вседозволенности. Следствием чего являются убийство журналистов за правдивое освещение событий в стране; рейдерство высокопоставленных чиновников, их родственников и приближенных, когда они отнимают чужой бизнес, покушаясь на жизнь людей; покрывание и оправдание противозаконных деяний полицейских, судебных и прокурорских структур, администрации высшего и среднего звена государственной власти. Это создает условия развития и расширения неформального сектора экономики, тотальной коррупции. Чтобы изменить ситуацию, необходимо соблюдать демократические принципы в обществе и государстве, развивать самоуправление, расширять полномочия общественных организаций, парламента страны, средств массовой информации, гармонизировать соотношение формальной организации и самоорганизации общественного хозяйствования.

Противоречие содержания юридических законов требованиям объективной действительности обусловливает трактовку документа в пользу государственного чиновника, который имеет повод для вымогательства. Большинство законов не имеют механизма реализации, что требует множество подзаконных актов. И обычно они противоречат основному содержанию законов. Причину оторванности содержания юридических законов от реалии жизни четко отметил Эрнандо де Сото: «…Только мизерное число наших законов не более 1 % издается тем органом, который специально для этого предназначен парламентом. Остальные 99 % плод деятельности исполнителей. Законы идут из правительственных канцелярий, где их изобретают, проталкивают и публикуют без помех, без дебатов, без критики и часто даже без малейшего представления о тех, кого они будут касаться. Законопроекты, выносимые на рассмотрение парламента, … пекут на бюрократических кухнях (или в частных апартаментах некоторых юристов) в соответствии с указаниями перераспределительных синдикатов, интересы которых и обслуживаются».

Поэтому при написании и принятия законов необходимо открытое обсуждение с участием всех заинтересованных сторон, где содержание документа выражала интересы большинства и требования объективной действительности в пользу прогресса экономики и её социальной ориентации. Далее нужно ликвидировать подзаконные акты или сократить до минимума, поскольку «… налоги не главная проблема, - подчеркивал Эрнандо де Сото, - и что не налоговая политика определяет выбор действовать в рамках закона или внелегально. Сердцевину проблемы составляют иные требуемые законом расходы. Деловые люди должны подчиняться массе правил, начиная от заполнения бесконечного числа документов в правительственных учреждениях и кончая жестким администрированием своего персонала. Похоже, что именно это оказывает решающее влияние на выбор между ведением дел в рамках закона или внелегально».

Важную и не последнюю роль играет уровень экономических, правовых знаний, гражданская ответственность и развитие самосознания и мышления в минимизации коррупционных деяний, а активная позиция в массовом масштабе будет действенным фактором развития демократии в обществе, сокращения неформального сектора экономики.

Незащищенность личности и населения от непрофессионализма специалистов, посягательств мошенников, бандитов, произвола государственных чиновников может привести к молчаливому противостоянию, а впоследствии массовым протестам и стихийным бунтам, которые становятся крайними формами проявления самоорганизации общественной жизни. Поэтому необходимо создавать условия для обеспечения непосредственной связи граждан с местной и верховной властью, общественностью, профсоюзами и партиями в решении возникающих проблем. Волокита и бюрократизм - главная фактор недовольства населения. Обнаружение этих фактов должно служить сигналом для определения некомпетентности и увольнение таких госчиновников и специалистов с занимаемой должности без права работы в данных сферах.

Для минимизации неформального сектора экономики необходимо знать методы определения параметров её функционирования на макроуровне. На практике используется индикатор, показывающий долю неформального сектора экономики в ВВП или ВНП. Если уровень данного показателя снижается, то наблюдается процесс сокращения параметров деятельности неформального сектора экономики. Доля неформального сектора экономики в ВВП определяется различными методами: социологическими, нормативно-расчетными, балансовыми, сопоставительными, монетарными и другими.

Необходимо использовать методы определения объективно предельных величин выпуска национальной экономики и сопоставить его с фактической величиной. Это позволит определить долю фактического предложения в пределах объективной величины совокупного спроса, а также неудовлетворенный спрос. Разница между объективной величиной неудовлетворенного совокупного спроса и зафиксированным формальным неудовлетворенным спросом на уровне межотраслевых отношений позволяет определить долю неформального сектора экономики. Таким способом определение параметров функционирования неформального сектора экономики позволит выявить пути минимизации данного сектора и оптимизации соотношения формального и неформального секторов национального хозяйства в современных условиях глобализации.

Таким образом, неформальный и формальный сектора экономики, как проявление формальной организации и самоорганизации общественного хозяйствования, являются диалектически взаимосвязанными сторонами целостной системы в условиях господства частной собственности и государства. При этом содержание неформального сектора экономики будут выражать отношения, вытекающие из требований сущностных отношений собственности, конкуренции для обеспечения реализации противоречий между государством, обществом и индивидуальным воспроизводством в условиях несоответствия уровня развития производительных сил масштабам общественного хозяйствования, где деятельность субъектов не подлежат учету, скрываемые от официальной власти, выходят за пределы правовых регламентаций, норм, становятся противозаконными и ненаблюдаемыми.

Понятия и термины

Неформальный сектор экономики; ненаблюдаемый сектор экономики; нелегальный сектор экономики; скрытной, теневой сектор экономики; незаконный, неофициальный сектор экономики; криминальный сектор экономики;коррупция; диктатура власти; демократические принципы; рейдерство; механизм “подмазки”; формальная организация; самоорганизация.

Рассматриваемые вопросы

1. Сущность неформального сектора экономики.

2. Функции неформального сектора экономики.

3. Виды неформального сектора экономики.

4. Неформальный сектор экономики в условиях глобализации.

5. Причины и условия функционирования неформального сектора экономики в развивающихся странах.

6. Пути минимизации неформального сектора экономики в современных условиях.

Вопросы к семинарским занятиям

1. Причины и условия возникновения неформального сектора экономики.

2. Роль неформального сектора экономики в развитии национального хозяйства.

3. Особенности развития нелегального сектора экономики в современных условиях глобализации.

4. Методы определения параметров функционирования нелегального сектора экономики.

Упражнения

Ответьте на поставленные вопросы и определите вид проблемы (научная или учебная), обоснуйте свою точку зрения, выявите систему проблем по теме.

1. В чем различие проявления и содержания формального и неформального секторов экономики?

2. Какова структура неформального сектора в национальной экономике?

3. В чем различие проявления и содержания неформальных секторов экономики в развивающих и развитых странах?

4. Какие причины препятствуют минимизации неформального сектора в национальной экономике?

Темы для рефератов

1. Диалектика взаимосвязи неформального и формального секторов экономики.

2. Неформальный сектор экономики в снижении бюджета государства.

3. Неформальный сектор экономики в развивающихся странах.

4. Неформальный сектор экономики в постиндустриальных странах.

Литература

2. Lacko M. Rejtett gazdasag nemzetkozi osszehasonlitasban // Kozgazda-sagi Szemle. – 1995. – XLII evf.

3. Неформальный сектор в странах Латинской Америки. Масштабы и структура, тенденции и факторы развития, роль в национальной экономике. – М., 1992.

4. Архипова В.В. Теневая экономика и пути ее ограничения в России и мировой экономике//Проблемы современной экономики. № 2. - СПб, 2007

5. Теневая экономика: экономический и социальный аспекты: Проблемно -тематический сборник. - М., 1999.

6. Hart K. Informal urban income opportunities and urban employment in Ghana // Journal of Modern African Studies. – 1973. – Vol. 11. – № 1. – P. 61 – 90.

7. Кунаев Э.Н. и др. Теневая экономка/Учеб. пос.- Караганда, 2002.

8. Неформальный сектор в российской экономике/Ин-т стратег. анализа и развития предпринимательства. Рук. проекта – Долгопятова Т.Г.- М, 2003.

9. Методологические положения по статистике. 2-е изд., доп./Под ред. К. Абдиева. - Алматы, 2005.

10. Колесников С. Теневая экономика: как ее считать/02.04.2003,- interned.ru

11. www_stat_kg Hidden.htm

12. Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики/Банковское дело. Ежемесячный журнал для специалистов банковского дела. №5, май. М. -2005, index_php.htm

13. де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. - М., 1989, 1995(http://www.libertarium.ru /libertarium/way?PRINT_VIEW=1&NO_COMMENTS=1).

14. Cassel D. Funktionen der Schattenwirtschaft im Koordinationsmechanismus von Markt und Planwirtschaften // ORDO. Jahrbuch fur die Ordnung von Wirtschaft und Gesellschaft. Bd. 37. S. 73-103. - 1986.

15. Идея субституциональности официальных и теневых институтов четко звучит также у С. Генри: Henry S. Can the Hidden Economy Be Revolutionary? Toward a Dialectical Analysis of the Relations between Formal and Informal Economies // Social Justice. Vol. 15. № 3-4. Р. 29-54. W.-1988.

16. Латов Ю.В. Роль теневой экономики в социально-экономической истории/Историко – экономические исследования./Журнал. №3. – 2006.

17. Fidler P., Webster L. The Informal Sectors of West Africa/The Informal Sector and Microfinance Institutions in West Africa. Ed. by L. Webster, P. Filder. – Washington, 1996. – Р. 5 – 20.

18. Краткий словарь иностранных слов. - М, 1975.

19. Эрнандо де Сото. Иной путь: Невидимая революция в третьем мире/ Пер. с англ. Б. Пинскер. - М.,1995.

20. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. – М., 1992.

21. San Francisco Chronicle, August 28, pp. 1,14. – 1982.

22. Латов Ю. (http://www.strana-oz.ru/?numid=21&article=995). - М., 2008.

23. Коран/Пер. с араб. яз. Г.С. Саблукова.– Казань, 1907.

24. Методологические положения по статистике. 2-е изд., доп./Под общ. ред. К. Абдиева. – Алматы, 2005.

Предыдущая
  • 4.Собственность в государственном и муниципальном секторе. Основные типы коммерческих организаций в государственной и муниципальной собственности: государственные унитарные предприятия
  • 5.Особенности управления организациями государственного и муниципального сектора.
  • 6.Содержание понятий «государственный сектор », «муниципальный сектор», «общественный сектор»
  • 7. Человек как субъект экономики и общества.
  • 8.«Человек экономический» и «человек институциональный». Диалектика эгоизма и альтруизма определяет развитие человека.
  • 9. Потребности и интересы человека как фактор развития экономики государственного и муниципального сектора.
  • 10.Теория мотивации а. Маслоу. Закономерности развития потребностей.
  • 12. Индикаторы развития человека в экономике государственного и муниципального сектора.
  • 13.Человеческие ресурсы, человеческий капитал и человеческий капитал: роль в экономике государственного и муниципального сектора.
  • 14.Социальный капитал и социальный ресурс экономики государственного и муниципального сектора.
  • 16. Основные экономические функции государственного и муниципального сектора.
  • 17.Инструменты,с помощью которых государство воздействует на экономику, выполняя свои экономические функции.
  • 18.Сущность государственного и муниципального управления,общие принипы управления, методы управления.
  • 19. Государственная служба и местное самоуправление в системе управления государственным и муниципальным сектором: сущность, виды, принципы.
  • 20. Ресурсы государственного и муниципального сектора.
  • 21. Управление в муниципальном секторе. Вопросы местного значения.
  • 22. Органы местного самоуправления. Муниципальная служба.
  • 23.Провалы рынка- наличие монополий(монополизация рынка). Формы вмешательства государства.
  • 24. Провалы рынка- информационная асимметрия. Регулирующее воздействие государства по ее преодолению.
  • 25.Провалы рынка- внешние и внутренние эффекты. Формы вмешательства государства.
  • 26 Провалы рынка – общественные блага: свойства и классификация.
  • 27. Государственный и муниципальный сектор и производство общественных благ.
  • 28. Макроэкономические провалы рынка связаны:
  • 29 Проблемы переполнения и теория клубных благ.
  • 30 Естественные монополии и пути преодоления противоречий между экономическими и социальными аспектами их деятельности.
  • 31 Проблема «безбилетника» и необходимость участия государства
  • 32 Агентские отношения. Асимметричная информация в общественном секторе.
  • 33Теоретические основы экономического равновесия: понятие общего и частичного равновесия. Отличие от равновесия в государственном и муниципальном секторе от рыночного равновесия.
  • 34 Первая и вторая фундаментальные теоремы экономики благосостояния.
  • 35 Парето – эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса
  • 36 Общее (бюджетное) и частичные равновесия в государственном и муниципальном секторе.
  • 37 Два подхода к формированию бюджетной политики: кейнсианский и подход с позиции сбалансированности бюджета.
  • 38 Предложение общественных благ. Условия Самуэльсона-Парето оптимального производства общественных благ.
  • 39 Сущность и специфика общественного выбора в государственном и муниципальном секторе.
  • 40 Механизм голосования избирателей, принцип принятия решения большинством.
  • 41.Парадок избирателя- центриста,порядок и процедура учета интересов меньшенства.
  • 42 Теория общественного выбора в современной экономике.
  • 43 Группы социальных интересов. Логроллинг.
  • 44 Лоббизм. Поиск политической ренты.
  • 45 Необходимость производства товаров и услуг в государственном и муниципальном секторе.
  • 46.Масштабы государственного производства.
  • 47 Проблемы эффективности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, их реструктуризация.
  • 3.Возникновение и развитие государственного сектора экономики.

    В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства, где мотивация оказывается недостаточной.В мировой экономической науке понятие государственного сектора связано не столько с самой государственной собственностью, сколько со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределение, обмене и потреблении.В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции (в сфере распределения удельный вес государства велик, в производстве должен быть минимальным, в обмене практически равен нулю)

    Государственный сектор является одновременно 1) объектом и 2) инструментом воздействия на частное хозяйство.

    Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике изменяется не только в результате национализации, строительства и приобретения слабых предприятий, но и вследствие прямо противоположных действий государства: передачи объектов государственного сектора частным капиталам, разгосударствлению.

    Вопрос о целесообразности и эффективности государственной или частной собственности часто носит идеологизированный характер. Считается, что государственная собственность связана с социалистическим выбором, тогда как частная - непременный атрибут капитализма. При этом упускается из виду, что госпредприятия эффективно работают и в условиях рыночной экономики, а частный бизнес совместим с социалистическим выбором: вспомним мелкие предприятия в странах Варшавского договора или крупный бизнес современного Китая. Широко известны слова Дэн Сяопина: все равно, какого цвета кошка - лишь бы ловила мышей.

    4.Собственность в государственном и муниципальном секторе. Основные типы коммерческих организаций в государственной и муниципальной собственности: государственные унитарные предприятия

    Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

    1) несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);

    2) самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);

    В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган.

    3) юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

    Частное право- совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена.

    Под муниципальным сектором экономики (МСЭ) понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием муниципального имущества, закрепленного за А) муниципальными унитарными предприятиями (МУП), Б) муниципальными (бюджетными) учреждениями (МУ), В) муниципальной казны, Г) а также имущественных прав органа местного самоуправления (МСУ), вытекающих из его участия в коммерческих организациях.

    Муниципальный сектор экономики представлен муниципальными предприятиями.

    Основная сфера деятельности – жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство, незначительно присутствует торговля, строительство, сельское хозяйство, бытовое обслуживание населения.

    Как правило, МУП остаются там, куда коммерческий капитал средств не вкладывает в силу малой доходности бизнеса.

    Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

    Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.

    Сущность унитарного предприятия

    Унитарность - специфическая форма организации деятельности.

    Унитарность характеризуется:

      созданием юридического лицапутем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;

      сохранением права собственности на имущество за учредителем;

      закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве(хозяйственного ведения или оперативного управления);

      неделимостью имущества;

      отсутствием членства;

      единоличными органами управления.

    К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

      необходимость использования имущества, приватизациякоторого запрещена;

      осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;

      обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

    "

    Давно назрела необходимость обсудить эффективность реформ – туда ли мы идём? Пропаганда навязывает своё мнение – вот-вот начнется рост, а свет в конце тоннеля по-прежнему не виден – население нищает. Когда слышишь в адрес государства упрёки в отсталости экономики, невольно задумываешься: чья социальная ответственность перед обществом больше – государства или частного капитала?

    Государство обязано обеспечить социальную защиту населения, прежде всего, оптимальным делением ресурсов между обществом и капиталом, сводом законов и механизмами их реализации, предоставив экономическую составляющую (особенно в сфере производства потребительских товаров) свободному предпринимательству и частному капиталу. В жизни всё иначе: проблемы экономики замалчиваются, а если и обсуждаются, то дискуссии сводятся к изложению уже принятых правительственных мер, которые якобы должны привести к успеху. Только успехов нет, и это остаётся за рамками обсуждений. Да что мнение – записки Ю.Болдырева в бытность Главным инспектором в адрес Президента с 90-х годов (за что и был уволен) и отчеты Счетной палаты по сей день, похоже, Правительством игнорируются, за исключением отдельных «мелких» бухгалтерских недочетов. Вместе с тем частный сектор, получивший без особых затрат в собственность 82% основных фондов также несёт ответственность за развитие отраслей реального сектора экономики, включая социально значимые. В стране, конечно, есть честные предприниматели, я не о них. Я о тех, кто определяет экономическую политику и влияет на решения Правительства. Когда частный капитал, владеющий всеми производственными фондами гражданского производства, не выполняет социальных функций – производит всё меньше, при этом отказывает государству в праве на его участие в экономике, что ведёт к сворачиванию рыночных отношений, то начинаешь сомневаться в эффективности капитализма.

    Отсюда вопрос: капитализм мы строим или что-то ещё? Ведь первым признаком капитализма является ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. А товарное производство – это расширенное воспроизводство, которое строится на росте объемов товарной продукции и снижении постоянных затрат, это рост капитализации и покупательной способности населения. Капитализм – это кризисы ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА и борьба за рынки сбыта. Что же у нас, если основные признаки в экономике – ликвидация производства, рост непроизводительных (в т.ч. управляющих и финансовых) структур, чиновников и безработицы? Предлагаю поразмышлять на эту неутешительную тему с цифрами.

    Официальная статистика изменчива, но другой нет. Начнем с продовольственной корзины, рассчитанной профсоюзами в 1991 г. на взрослого работающего мужчину:

    Источник: 1991 год. Газета Труд № 105-106 от 09.09.1991 г.

    Во-первых , фиксируем факт отсутствия государства, как конкурента частному сектору в производстве абсолютного большинства товарной продукции, производимой в стране. Доля государства в основных фондах составляет 18% и концентрируется на ВПК, космической отрасли и общегосударственных нуждах, где, как мы знаем, есть некоторые успехи, базирующиеся на разработках ещё советского периода. В остальном (государство обвиняют в контроле 70% экономики) регулирование строится если не на законной налоговой основе, то на коррупционной составляющей (наследие тех же 90-х годов). Между тем, освобождая от государства все сектора экономики, частный сектор не торопился занять эту нишу, последовательно уступая её иностранным компаниям. В среднем уже к 2014 г. около 42% экономики России (точнее, того, что от неё осталось после 1991г.) контролировалось иностранным капиталом. (Сайт: Исторические материалы. Общий обзор иностранного капитала в промышленности России).

    Если посмотреть процентное соотношение иностранного и отечественного частного капитала в различных сферах экономики, мы обнаружим, что даже небольшой процент иностранного капитала сегодня решает в отрасли всё : в электроэнергетике – немногим больше 3%, а какие разительные изменения в не лучшую сторону, то же и в образовании.

    Во-вторых , обратим внимание на рост ВВП с 1398,5 млрд.рублей в 1991 г. до 92091,9 млрд.рублей в 2017 г. Судя по цифрам, темпы роста внушительные, но что стоит за этим ростом в натуральном выражении?

    Подводя итоги приватизации, сотрудник Института им. Гайдара приводит такие данные: на 01.01.1993 г. в России значилось 204998 крупных госпредприятий на самостоятельном балансе, которые планировалось привлечь к приватизации. К 01.01.1995 из них осталось 126846 (т.е. 61,8%; а по числу занятых, по данным Росстат, – 42%) , загрузка их мощностей составляла 40-50% от установленной. К 1998 г. их осталось уже 88246. А на 01.01.2017 г. крупных и средних предприятий в России всего насчитывалось 51986 единиц, 25% от того, с чего начиналась приватизация. И те работают вполсилы. Это совсем не вяжется законом самовозрастания капитала. Капитализм – это перелив капитала в отрасли, где возникает дефицит (а мы с дефицита начинали), это постепенное обновление, а не ликвидация старых производств. Между прочим, хочу обратить внимание, что по численности крупных и средних предприятий мы приближаемся к тому, чем Россия располагала в 1897 г. Тогда насчитывалось 40504 предприятия, которые в ту эпоху можно было отнести к крупным и средним. Изменилось оснащение предприятий, выработка продукции, но вместе с тем выросли и потребности. Уничтожение 75% производственных площадей не могло не отразиться на физических объемах произведённой на территории России товарной продукции. Показательно производство тракторов: во времена СССР их производили 656 тыс. единиц в год, сейчас производится только 7 тысяч. Это – показатель, отражающий падение не только промышленного производства, но и сельскохозяйственного. Изменились и потребности в тракторах: страна имеет огромные пространства заброшенных земель. Те участки, на которых выращиваются зерновые и овощи, эксплуатируются на грани истощения путём бесконтрольного использования удобрений – продукты питания дорожают также бесконтрольно. Если измерить ВВП (значит, включая импорт) в натуральном выражении, т.е. количеством произведённых продуктовых пайков, потребляемых за месяц, получим следующее:

    Итак, мы видим, что продуктовых пайков производится и завозится по импорту в 2017 г. меньше, чем производилось и завозилось в 1991 г., когда был дефицит, стоимость жизни в стране росла в 1,4 раза быстрее, чем ВВП, что неизбежно вело и ведёт к обнищанию населения. И, несмотря на рост ВВП в 65 раз, количество пайков сократилось на 38% относительно 1991 г. Таким образом, весь «рост» ВВП за 26 лет – ничто иное, как мыльный финансово-деривативный пузырь. А если посчитать на душу населения (учитывая хоть и незначительный, но рост), то картина станет совсем удручающей. Это говорят голые цифры официальной статистики, если их сложить вместе.

    В-третьих , как результат, Россия имеет чудовищную безработицу, открытую и скрытую. И это понятно, т.к. отказ внутреннего рынка (читай, Правительства) от потребления готового продукта, произведённого в России, лишает работы целой цепочки производств (мультипликационный эффект), начиная от переработки сырья до его продажи конечному потребителю, включая логистику. Закупки по импорту, напротив, стимулируют рассасывание безработицы и снижение инфляции в стране — экспортёре. Минимум производства обязательно сопровождается максимумом безработицы. Это покажет статистика по любой стране. Росстат и Правительство руководствуются методикой МОТ, которая считает безработными только тех, кто зарегистрировался как безработный и получает пособие. Если государство сделает размер пособия равным хотя бы прожиточному минимуму, оно обнаружит, сколько в действительности в стране безработных. Пока пособие будет ничтожно малым, а число рабочих мест будет продолжать сокращаться, безработица будет расти, а государство будет делать вид, что такого явления как безработица, в стране почти нет. Разве не может вызвать недоумение статистика Росстата на 2016 г. по таким позициям, как: трудовые ресурсы России (82 млн.человек); численность рабочей силы (76 636 100 человек); среднегодовая численность занятых (72 065 000 человек) и списочный состав занятых (41 677 403 человека)? От первой цифры к последней «растеряли» ровно половину работоспособного населения – 41 млн. человек. А у нас говорят о кризисе рождаемости, дефиците рабочих рук и необходимости привлечения иностранцев. В списках занятых не значится 34 958 697 человек (от численности «занятой» в экономике рабочей силы), не нужных ни частному, ни государственному секторам экономики. Кроме того, по данным Счетной палаты из числа занятых 22 млн. человек живут ниже черты бедности. Эта статистика свидетельствует, во-первых, о том, что сокращение производственных площадей не прошло даром – рынок неиспользуемой рабочей силы стал самым значительным в экономике за всю историю России; во-вторых, неконтролируемый рост численности незанятой рабочей силы – неопровержимый факт неэффективности частного капитала, который не только не стремится к расширенному воспроизводству, но и удовлетворяется четвертью того, что было ему даровано в 90-е годы, с тенденцией сокращения, а не расширения; в-третьих, государство терпит огромные потенциальные убытки вследствие неиспользования армии безработных: если считать 250 рабочих дней в году х 34 млн.чел.=8,5 млрд.рабочих человеко-дней потерянного труда в год. Значит, людям не дали заработать 10,2 трлн. рублей (исходя из средней зарплаты в 36 тысяч рублей), что оживило бы потребительский рынок и пополнило бы казну налоговыми отчислениями. Если заработная плата составляет 30% от конечного продукта, следовательно, рынок недополучил продукции на 34 трлн. руб. Вот что значит не использовать рационально человеческий ресурс. Можно посчитать иначе, картина станет ещё более удручающей. Дадыка Н. Н. и Шахбазова О. П. в своём «Анализе безработицы и ВВП в РФ» пишут: « …наблюдаемое уменьшение ВВП на 2349 млрд. руб. привело к увеличению уровня безработицы с 2014 г. по 2015 г. на 0,37 %» . Я бы переставил в этом предложении причину и следствие: увольнение рабочих (рост уровня безработицы) привело к падению ВВП. Из приведенных авторами данных следует, что каждый процент безработных лишает страну прироста ВВП на сумму 6348 млрд. руб . А у нас 44% рабочей силы не используется в экономике (и даже больше: 82-41,6=40,4=почти 50%). Значит, экономика недополучает ВВП на сумму уже более 279 трлн. рублей в год. И процент «потерянной» Росстатом рабочей силы растёт из года в год, начиная с 90-х годов. А Правительство делает выводы о необходимости привлечения иностранной рабочей силы. В действительности стране крайне недостаёт рабочих мест . Частный бизнес (а он несёт ответственность за долю в 82% экономики) не создаёт, а сокращает рабочие места, как мы выяснили выше. В-четвёртых, сокращение рабочих мест неизбежно влечёт сокращение покупательной способности и расходов населения (один из факторов, формирующих ВВП) с 12910,9 млрд. рублей в 2006 г. до 11904 млрд. в 2017 г., а, следовательно, и физического объема ВВП, если считать его по расходам. Выросли валовые инвестиции с 5415,8 млрд. до 14639,8 млрд.рублей, но в капитализацию не вылились. Поэтому отдача ВВП на вложенный рубль продолжает сокращаться, как и количество пайков. Сокращая рабочие места, минимизируя выплаты в виде зарплаты и пенсий, «капитализм» в России ограничивает кредитно-финансовые отношения, сокращая не только потребительский рынок, но и сужая налогооблагаемую базу, низводя товарно-денежные отношения к минимуму. Для капитализма характерны рыночные отношения, когда растёт число продавцов и покупателей. Реформы в России изначально имеют тенденцию к сворачиванию рынка даже там, где он был: были колхозные рынки, теперь это – фикция. Продаются импортные фрукты от ограниченного круга крупно-оптовых продавцов, а в основном подержанные товары. Единственно, где рыночные отношения победили – это рынок рабочей силы. Когда нет рынка, а есть «монополии» и миллионы безработных, легче принуждать к труду за низкую зарплату, чем стимулировать производство. Принудительный труд (под угрозой стать одним из миллионов безработных) намного дешевле свободного труда (а это то, к чему стремится так называемый российский «капитализм»), поэтому в стране так много гастарбайтеров. Свободный труд с достойной заработной платой много производительнее принудительного. Но свободный квалифицированный труд дороже стоит. Внедрение современных технологий требует больших затрат и рабочих с высокой квалификацией, а это всё то, за что российский частный бизнес не готов платить. Поэтому российское государство и российский предприниматель выбрали именно принудительный труд за минимальный МРОТ.

    В-четвёртых, если не убеждают приведённые выше цифры, — вот еще показатель нарастающей технологической отсталости. Рост основных производственных фондов отстаёт от роста ВВП, органическое строение меняется в пользу ручного труда, а не машин, отсюда и падение производительности труда:

    Рост ВВП в денежном выражении опережает рост Основных фондов в 1,7 раза (значит, не капитализируется экономика). В натуральном выражении отставание еще больше– в 2,88 раза. И это не есть признак капитализма. Капитализм – это когда растёт капитал, т.е. производственные площади, а не дешевые рабочие руки и прилавки торговых центров европейских фирм. Во всяком случае, не в такой пропорции.

    В-пятых, рассмотрим, насколько частный сектор эффективнее государственного. Исходные данные выражены в денежной форме, поэтому следует применить коэффициент пересчета в натуральную величину. Сравним прибыль Топ-100 самых крупных предприятий (включая 28 государственных) и посмотрим, за счет чего эта прибыль получена:

    (Рассчитано индексным методом по исходным данным за 2009 и 2014 г. Аналитического центра при Правительстве РФ).

    Из расчетов мы видим, что выручка 28 госкомпаний (11721 млрд. р) выросла на 41,5% за счет физического объема и на 58,5% за счет роста цен. При этом на госкомпании приходилось только 6,1% всех занятых в экономике. А у частных компаний выручка (9583 млрд.р.) выросла на 31,2% за счет увеличения физического объема и на 68,8% за счет роста цен. Вывод: все преимущественно зарабатывают на инфляции (росте цен). Но вроде бы растут и объёмы. Однако картина меняется, если применить «пайковый» коэффициент 1,4 (91/65) при расчете выручки к базовым ценам 2009 и 2014 г., т.е. реальный рост цен. Применив коэффициент, увидим, что физический объем продукции государственных предприятий в действительности не вырос, а упал на 14,73%, при этом выручка не упала, а выросла, но только за счет роста цен. Так же и в частном секторе физический объем упал на 22,84%, а выручка выросла. Т.е. выручка выросла (прибыль получена) только за счет инфляции. Инфляция – питательная среда российского бизнеса, особенно когда он ориентирован на иностранную валюту. Возникает вопрос – почему частному капиталу удаётся держаться «на плаву» при росте цен (ведь при сокращении объема постоянные издержки на единицу продукции растут)? Ответ может быть только один – отсутствие конкуренции. Но не потому, что государство всё монополизировало, а потому, что производителей в стране осталась лишь четверть от их числа в начале реформ, – конкурентов ликвидировали, а опираться стали на иностранных производителей. Например, при огромных масштабах строительства в стране (дома, офисы, дороги) с привлечением преимущественно турецких фирм и дешёвой рабочей силы из Азии, кое-где (в Москве, например) ликвидированы цементные заводы – турецкий цемент на 250-300 рублей за тонну дешевле, иранский, китайский еще дешевле. Правда, импортный цемент по качеству уступает отечественному, но кто на это обращает внимание? Теперь ОТК – прибыль. Может быть, поэтому к нему применялась упрощенная система сертификации. Когда ликвидируются свои заводы (потому что конкурент и имеет преимущества по качеству, но уступает в цене) и не проводится сертификация импортного товара на соответствие, то, что это, если не продвижение западных строительных фирм и материалов на российский рынок?

    В-пятых, заблуждается тот, кто считает, что в России частный бизнес более эффективен, чем государственный, потому что считает каждую копейку. Расчеты, приведённые выше, уже показали, что это не так. Вот ещё аргумент из жизни: Россия зарабатывает преимущественно на нефти, но именно нефтяная отрасль просит государственных субсидий в 145 млрд. рублей, а в сырьевом секторе экономики (куда преимущественно – помимо финансового и торгового — направляются инвестиции) убыточных предприятий больше, чем в обрабатывающей промышленности. Тогда о какой эффективности частника может идти речь? Мы видим сводки по телевизору о всё новых рекордах ПАО «Газпром» в поставках газа в Европу. С другой стороны, в России растёт число регионов, переходящих на использование угля.

    Вот, например, что пишет Алексей Михайлов, корреспондент «Российской газеты»: «Мурманская область остаётся единственным регионом в России, в котором более 80% тепла для отопления жилфонда вырабатывается на основе мазута. Из-за дороговизны этого вида топлива в Заполярье самые высокие тарифы на тепловую энергию для населения среди всех регионов Северо-Запада».

    Зададимся в этой связи вопросом:

    а) почему цена российского мазута в Европе ниже, чем для потребителей в России? К ноябрю 2016 г. цена в этом регионе составила 11,18 тысяч рублей за тонну, эквивалент 180 $. (Для Мурманска поставка (2 млн.т.в год) осуществляется по железной дороге, везут за 3 тысячи километров. Поставки мазута в Роттердам (в т.ч. из Арктического бассейна – более 7 млн.т.) осуществляются, в том числе, путем перевалки в Мурманском порту, и для Европы мазут идёт по цене 150$ за тонну и меньше (если цену очистить от таможенной пошлины, которую платит иностранный потребитель, плюс НДС возвращается поставщику).

    б) способствует ли частный сектор в логистике оперативной доставке товаров? Дробление сети железных дорог, также как сети электроснабжения, ни к чему хорошему не могло привести. Линия электропередач, железнодорожная ветка служат жизнеобеспечению населённого пункта, и это – зона ответственности государства перед социальным и промышленным сектором (для того в том числе и собираются налоги). Параллельно создавать более современные сети может бизнес, но ни в коем случае нельзя допускать дробление единственной, в прошлом государственной, сети. Нельзя, порвав на части целое, создать конкурентную среду и, как «следствие», — привести к снижению тарифов. Эта выдумка пошла во вред экономике. В результате микрорайон Жилстрой в Мурманске, а вместе с ним рыбный порт стали заложниками компании «Первый мурманский терминал», которая арендовала часть ж/д путей, и был период — не пропускала цистерны с мазутом.

    в) при наличии спроса, растёт ли предложение, как полагается на рынке? Нефтяные компании снижают последнее время производство мазута и, кроме того, предпочитают поставлять нефтепродукты за рубеж, искусственно создавая на отечественном рынке (не смотря на спрос и отсутствие конкуренции) дефицит топочного мазута.

    В результате чехарды с ценами и способами доставки мазута в регионе принято решение переходить на перевод котельных с мазута на уголь. По расчетам (пишет Алексей Михайлов) «мазутная» гигакалория стоит около 3,1-3,2 тысячи рублей, а «угольная» обойдётся в 2,5-2,7 тысячи .

    Экономический эффект составляет примерно 20%. Но при этом надо учитывать затраты по перепрофилированию котельных, строительству новых «угольных» котельных, по увеличению затрат на доставку угля, погрузку-разгрузку (плюс те же выше упомянутые проблемы на железной дороге), затраты на экологию (уголь – более грязное топливо, чем мазут, и стоит напомнить проблемы экологии в Красноярске, где стоят угольные котельные), проценты по кредитам, отчисления партнерам и инвесторам. Не вырастут ли суммарные расходы, если учесть первоначальные инвестиции? «Одна из главных сложностей проекта,- читаем мы в РГ ,- это его финансирование. Стоимость КИП составляет около 22 миллиардов рублей». Расчет строится на субсидиях из Центра. Но не проще ли принять в Центре некоторые управленческие решения, по снабжению региона газом?; по решению вопроса по волюнтаристскому ценообразованию при осуществлении госзакупок для социального сектора (ведь всё выльется в возрастание суммы субсидий)?; по арендаторам в логистике, которые чинят препятствия при осуществлении государством его социальных функций? И как здесь не вмешиваться государственному регулятору, если частный капитал всё сводит к росту затрат? Вместе с тем государство выделяет региону субсидии, не вникая в суть проблем.

    Далее Алексей Михайлов пишет: «Мурманская область является энергоизбыточным регионом – здесь остаются невостребованными 250-300 мегаватт электрической мощности Предполагается реализовать и давние планы по строительству в Мурманской области ветропарка… По предварительным данным, совокупная мощность ветроисточников электроэнергии составит более 200 мегаватт». Итак, уже есть избыток электроэнергии и невостребованные (!) 250-300 мегаватт электрической мощности, а руководство региона намерено установить еще 200 мегаватт. Причем ветряков, срок окупаемости которых – 8-10 лет (реально – гораздо больше, если учесть «невостребованность» электроэнергии). Но они могут быть и убыточными. Для чего их строить? Чтобы и дальше пользоваться субсидиями из Москвы? Восполнить мифический дефицит электроэнергии? Для того чтобы запитать котельные? Насколько разумные эти предложения и отвечают ли они государственным интересам? Добавьте стоимость эксплуатации ветряков в валюте. И это происходит (перевод котельных на уголь) по всей стране, в то время как Центр страны проявляет отеческую заботу о бесперебойном снабжении Азии и Европы газом по доступной цене.

    Что мы видим? Уверенно растёт задолженность в среднем по 4 трлн. рублей в год, т.е. прибыль реального сектора экономики (2 трлн. Топ-600) покрывает лишь половину годовой задолженности. Значит, стоимость машин и оборудования в основных фондах (около 37 трлн. рублей) уже перезаложена. Это – путь к банкротству и ликвидации реального сектора экономики. Задача исследовать денежные потоки в этой статье не ставилась. Приходится констатировать еще одно свидетельство неэффективности экономики, ответственность за которую несёт частный сектор и государство, как регулятор финансово-кредитной и товарно-денежной политики.

    Так на что же направлены российские реформы? Через отчуждение всех средств производства с последующей ликвидацией значительной их части мы ушли от социализма. Вместе с тем признаков капитализма при анализе статистики мы тоже не обнаружили – нет накопления капитала. Доля импорта в ВВП колеблется от 19 до 21%, в то время как сумма выросла со 109,4 млрд.$ в постоянных ценах 1990 г. до 599,8 млрд.$ в 2016 г.(263,8 млрд.$ в текущих ценах ). Что это, если не ещё один показатель того, что рост ВВП в 3,6 раза (с учетом корректирующего коэффициента 1,4) обеспечивается больше за счет импорта, чем производства? При этом импортные товары обходятся государству (валюты, вырученной за нефть) примерно в 5 раз дороже (599,8/109,4 при условно равном физическом объеме в 20% относительно ВВП = 1102 млрд.$ в 1990 г. и 1271 млрд.$ в 2016 г.), чем в 1990 г. всё в тех же долларах. Хотя доллар обесценился за этот период едва ли больше чем в 1,7 раза.

    И хотелось бы не верить этой статистике, надеяться, что Россия укрепляется, или хотя бы «сосредотачивается». Но ведь это – официальная статистика, как ей не верить? Кто ж виноват, что внимательный взгляд на статистику, особенно если сложить цифры вместе, разочаровывает – не получается разглядеть признаки роста. Нет даже оснований предполагать рост. Наоборот, изложенное приводит к мысли, что после того, как рухнула значительная часть экономики, доставшаяся по наследству от СССР, страну законсервировали на полуразваленном уровне с сырьевыми отраслями. Да и те погрязли в долгах перед финансовыми структурами. Государство пытается что-то оживить (ВПК, авиацию, машиностроение), а частный сектор, не занимая эту нишу сам (цитаты можно найти в интернете), как собака на сене, отвечает, что это — лоббирование государственных интересов и государству нет нужды вкладывать туда деньги.

    Приходится констатировать: ситуация меняется, кое-где кое-что порой строится, темпы разрушения экономики в духе 90-х годов снизились, и застой полураспада стал именоваться стабильностью.

    Петров Н.А.

    Подписывайтесь на наш Telegram-канал, где 18 марта будет проходить трансляция со дня голосования. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join. Также вступайте в чат , чтобы обсудить выборы президента 2018 в онлайн-режиме.

    Ключевым понятием в стратегии реформ Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).

    Причины перестройки:

    Ø кризисные явления к середине 1980-х гг.;

    Ø динамизм советская экономика окончательно утратила (это проявлялось в падении темпов роста экономики, особенно в промышленности и производ. труда);

    Ø В социальной сфере практиковался остаточный принцип финансирования;

    Ø Удельный вес составлял 45% бюджета.

    В апреле 1985 г. на пленуме ЦК М.С.Горбачёв провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны . Внимание гос-ва к развитию НТпрогресса => осуществление новой индустриальной модернизации нар./хоз-ва на базе ускоренного развития машиностроения .

    Главными факторами ускорения должны были стать научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения, а на этой основе и всего народного хозяйства и также активизация «человеческого фактора».

    I этап (1985-1988гг.) поиск путей развития в экономическом и политическом плане, первые шаги полит. партийной системы.

    II этап (1988-1990гг.) переход к рыночной экономике.

    III этап (1990-1991гг.) период дезинтеграции и распад СССР.

    Задачи экономических преобразований:

    · ускоренное развитие машиностроения как основа перевооружения народного хоз-ва;

    · улучшение дисциплины (производств)

    · борьба с льянством и алкоголизмом (это всё примыкает к дисциплине);

    Л.Абалкин, А.Аганбегян, П.Бунич – разработка экономической реформы, которую осуществили в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Проект реформы предусматривал:

    а) расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

    б) постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально - путем развития кооперативного движения);

    в) отказ от монополии внешней торговли;

    г) глубокая интеграция в мировой рынок;

    д) сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

    е) признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства.

    1987 г . – закон «О государственном предприятии». Предполагалось: переход на хозрасчёт, саморефинансирование, право на самостоятельную деятельность.

    1988 г. – закон «О кооперации», «Об индивидуальной трудовой деятельности». Появление частного сектора в экономике.

    1990 г. – законы «Об акционерных коммерческих обществах» и «О ценных бумагах», знаменовавшие стремительное укрепление ростков рыночной экономики в СССР.

    Происходит переход к рыночной экономике => спрос на все виды потребительских товаров.

    В феврале 1990 г. Комплексная экономическая программа (Программа 500 дней Явлинского ):

    · Либерализация цен;

    · Меры социальной защиты населения;

    · Сохранение государственных ф-ий управления экономикой.

    Мировые цены на нефти падают => дефицит (экономика находится в условиях свободного падения).

    Май 1988г. – нецелесообразный переход на арендный подряд.

    Январь 1991г . – премьер B.C. Павлов неожиданно провел денежную реформу – обмен 50- и 100-рублевых купюр.

    Результаты:

    ü доминантный характер экономической политики – не дал серьёзных результатов;

    ü с/х не развивалось, а дотационно поддерживалось государством;

    ü Крестьяне-арендаторы сталкивались с большими трудностями в финансировании, приобретении техники, с многочисленными бюрократическими преградами, а нередко и с враждебным отношением местных властей и даже односельчан. В итоге к лету 1991 г. хозяйства арендаторов охватывали лишь 2% земли и 3% поголовья скота.

    ü не отменены планирования, распределения ресурсов;

    ü административно-командные рычаги постепенно отменяются;

    перестройка повлекла после себя экономический спад.