Церковь сергия в крапивниках. Церковь сергия, что в крапивниках Храм сергия радонежского на трубной

Дело в том, что в обители трудились не только иноки, но и селившиеся рядом миряне. Как известно, в монастыре нельзя ни крестить, ни венчать. Для этих нужд окрестных жителей и был построен храм во имя преподобного Сергия.

Часто к его названию добавляли «что в Старых Серебряниках», «на Петровке у Трубы», «в Крапивниках». Все три определения объяснимы.

Раньше в этом районе находилась старая Серебряная слобода, где проживали серебряники. «На Петровке у Трубы» указывает на расположение между Петровкой и Трубной площадью. (Сама площадь, кстати, называется так оттого, что «Трубой» назывался водосток реки Неглинной под стеной Белого города. В XVII в. внизу нынешнего Петровского бульвара был Лубяной торг: продавали бревна, доски, двери и т. п. В следующем столетии на этом месте устроили площадь, которая стала называться Трубной.)
Что касается определения «в Крапивниках» (или «в Крапивках»), есть два мнения. Либо на месте, где была построена церковь, росло много крапивы, либо название переулка Крапивенский произошло от фамилии владельца участка земли в этом районе.

Никоновский Крест

Главная святыня храма - Крест, в котором помещены 300 частиц мощей святых. Среди них есть мощи пророка Даниила, св. Иоанна Предтечи, евангелистов Матфея, Марка и Луки, апостолов Павла, Фомы и брата Господня Иакова, равноапостольного царя Константина, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.
А еще частицы таких святынь, как Камни Гроба Господня и Гроба Пресвятой Богородицы и даже Камень с того места, где Авраам устроил трапезу для Святой Троицы.

Вряд ли где-то есть что-то подобное этому Кресту. Интересна его история.
Этот Крест-мощевик был главной святыней Крестного монастыря на острове Кий. Он был привезен на Русь из Палестины по повелению патриарха Никона, поэтому и называется Никоновским.
В 1639 г. Никону пришлось плыть по Белому морю «в малом кораблеце с неким христианином». Разыгралась буря, и путешественникам грозила неминуемая гибель, но они заметили небольшой остров и пристали к нему. Остров (по сути, каменная скала) был совершенно необитаем и непригоден для жизни.

Кий сей остров? - спросил Никон у своего спутника, желая знать название острова. Но тот этого не знал.
- Пусть же сей остров зовется Кий, - решил Никон.
Чтобы отблагодарить Господа за спасение, он поставил на берегу поклонный Крест, на котором сам написал образ Распятого Христа.

В 1652 г. Никон (тогда митрополит Новгородский) по повелению царя отправился в Соловецкий монастырь за мощами митрополита Филиппа. По пути он пристал к уже знакомому его Кию-острову и с радостью увидел, что поставленный им Крест цел и невредим. Стоя перед ним с мощами митрополита Филиппа, он обещал поставить на острове церковь и монастырь, о чем через четыре года бил челом Государю Алексею Михайловичу.


Монастырь было решено назвать Крестным.

Примерно в 1656 г. из Палестины по просьбе Никона (он был уже патриархом) в Москву привезли два кипарисных креста, размеры которых соответствовали размеру Креста, на котором был распят Иисус Христос. Один предназначался для Голгофского придела храма Воскресения Христова в Ново-Иерусалимском монастыре, другой - для Крестного монастыря на острове Кий.
Из Москвы Крест повезли к Белому морю. И на всем пути при остановках на ночлег изготовлялись его копии. Одна из них сохранилась в кладбищенской церкви Влскрешения Лазаря в г. Онеге (данные на 1997 г.).

Крест пребывал на Кий-острове до закрытия монастыря в 1923 г. За время существования обители его вывозили только один раз - в 1854 г. из-за нашествия англичан. При этом были утеряны некоторые мощи.

С 1923 по 1930 г. Крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере. Потом его привезли в Москву, где он хранился в запасниках Исторического музея.

В храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках Крест был передан в августе 1991 г. Интересно, что вторичное освящение главного придела храма было совершено 30 августа 1991 г., в день памяти Святейшего Патриарха Никона, спустя 310 лет со дня его кончины.

Из истории этой небольшой церкви известно очень немногое. Как и многие московские храмы, сначала он был деревянным, потом построили каменное здание.
В XVI-XVIII вв. храм служил усыпальницей князей Ухтомских. На северной стене придела Преподобного Сергия до сих пор можно видеть четыре каменные плиты и на самой левой разобрать фамилию княгини Ухтомской. В конце XVIII в. в Москве свирепствовала моровая язва. Священник, который служил в Сергиевской церкви, умер, а в храме осталось так мало прихожан, что их перевели в одну из ближайших церквей - «приписали» к ней (подобные «приписные» храмы существовали в Москве до конца XIX в.).

Город оправился от эпидемии, и у храма вновь появились прихожане, однако его постигло новое несчастье. В 1812 г., во время нашествия французов, здание пострадало так сильно, что его даже вычеркнули из списка московских церквей, а прихожан снова «приписали» к другой церкви. Туда же забрали оставшуюся утварь и имущество. Только чудотворную икону Преподобного Сергия передали в церковь села Бородина.

Вскоре вышло требование гражданского начальства, чтобы все дома в Белом городе были каменные. Поскольку Сергиевский храм пустовал, предприимчивые горожане решили использовать его как каменоломню, но митрополит Филарет не дал уничтожить церковь. Храм был восстановлен, и в нем возобновились службы.

Официально он по-прежнему считался «приписным» и бесприходным, ведь прихожане перешли в другую церковь. Фактически храм не был нужен местным жителям, поэтому его решили использовать для устройства Константинопольского патриаршего подворья (что-то вроде светского посольства). При этом храм поступал во владение Вселенской Патриархии, а рядом с ним были построены дома для работников подворья.

Эти здания до сих пор являются прекрасным украшением города. Кажется, что этот уголок Москвы ничуть не изменился с того времени. А еще создается впечатление, что находишься не в России, а в Византии: настолько непривычно пестрыми выглядят эти здания на фоне остальных. Снаружи стены украшены красно-белым цветочным узором, который был характерен даже не столько для Греции, сколько для мусульманского Востока. Издалека они напоминают сказочный пряничный домик.

В 20-е гг. храм еще был действующим. Но уже в следующем десятилетии его закрыли и приспособили здание под учреждение. В колокольне располагалась районная трансформаторная подстанция.

В начале 90-х церковь была возобновлена как Патриаршее подворье.

Крапивенский переулок, расположенный на задворках Высоко-Петровского монастыря, существовал с конца XVI века. С.К. Романюк в книге «Из истории московских улиц» отмечает: «Название его связывают с зарослями крапивы, якобы особенно буйно росшей здесь. Однако в Москве переулки обычно назывались по фамилии домовладельца, жившего в нем. В документе 1752 года упомянут некий коллежский асессор Алексей Крапивин, живший тут, – возможно, от его фамилии и произошло наименование переулка… В Крапивенский переулок выходила и часть большого владения князей Одоевских. Это была барская усадьба с большим каменным домом в центре, садом и прудом».

Церковь в Крапивенском переулке известна с конца XVI века. Освящена она в честь великого молитвенника и печальника земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Основатель Троицкого монастыря по праву считается величайшим из святых Древней Руси. Сергий родился в очень трудное для нашей страны время, когда на Русской земле практически невозможно было найти человека, который бы помнил, каково это – жить не под гнетом татаро-монголов. Люди беспомощно опускали руки, безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя никакого выхода и утешения. Сергий Радонежский дал русскому народу столь нужные ему утешение и надежду.


Преподобный поселился в глухой, непроходимой лесной чаще, но свет его добрых дел и оттуда сиял и распространился по всей Руси. Сергий Радонежский был для соотечественников примером нравственного совершенства, примером того, как нужно «жить во Христе». Он старался уйти от мира, чтобы посвятить свою жизнь усердной молитве и служению Богу, но без его чуткого участия, без его бережного благословения не прошло ни одно крупное историческое событие второй половины XIV столетия. Знаменитый русский историк В.О. Ключевский так характеризует роль преподобного Сергия Радонежского в жизни русского народа и государства:

«Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Человек, раз вдохнувший в общество такую веру, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся, когда окажутся недостаточными наличные обиходные средства народной жизни».


Москва, а вслед за нею и вся Русь стала почитать преподобного Сергия своим небесным покровителем. В сознании русского человека он занял место рядом с Борисом и Глебом – национальными заступниками Руси. Сергиевская церковь за юго-восточной стеной Высоко-Петровского монастыря, основанного в XIV веке митрополитом Петром, была тесно с ним связана. По одной из версий, в монастыре трудились не только иноки, но и миряне, а так как в монастыре нельзя было ни крестить, ни венчать, то специально для этого построили храм во имя преподобного Сергия. Впрочем, вокруг причин возникновения на этом месте церкви до сих пор не умолкают споры.


Одно из древнейших названий Сергиевского храма – «в Старых Серебряниках». Раньше здесь находилась Старая Серебряная слобода, в которой жили серебряники – ремесленники, работавшие на Монетном дворе. В ружных книгах XVII века церковь имеет уточнение «что в Новых Сторожах». Следовательно, на этой территории селились дворцовые сторожа. В Москве есть храмы Троицы Живоначальной в Серебряниках и Вознесения Господня в Сторожах. По количеству топонимических уточнений церковь преподобного Сергия Радонежского даст фору многим московским храмам. Ее называли также Сергиевской церковью «что на Трубе» или «на Петровке у Трубы».


«Трубой» в народе прозвали отверстие в стене Белого города, сделанное специально для реки Неглинной. Храм Сергия Радонежского располагался как раз между Петровкой и «Трубой». Но больше всего вопросов вызывает уточнение «в Крапивниках». Церковь находилась в пределах Белого города в непосредственной близости от древнего Высоко-Петровского монастыря, и трудно поверить, что здесь в XVI–XVII веках была глухая, заросшая крапивой местность. Если посмотреть на Сигизмундов план Москвы 1610 года, то можно увидеть, что вся территория между Петровкой и рекой Неглинной застроена деревянными домами.


С другой стороны, в столице часто случались разрушительные пожары, из-за которых мог появиться пустырь, заросший крапивой. Не стоит забывать и версию о домовладельце асессоре Крапивине, предложенную Романюком. Храм преподобного Сергия Радонежского впервые упоминается в документах в первой половине XVII века. В пожаре 1677 года церковь сгорела, а через год началось строительство новой каменной церкви. В писцовой книге 1680 года она называется «церковь Сергия Чудотворца, что у Трубы, каменная». Храм представлял собой бесстолпный четверик с тройной апсидой и луковичной главой на барабане. При церкви была построена колокольня.

В книге конца XIX века, посвященной Сергиевской церкви, сказано об одном из колоколов: «Лета 7197 (1689) года вылит сей колокол сечеными, приложили от малого своего подаяния за многое свое согрешение стольники князь Михайла да князь Иван Юрьевичи Ухтомские в церкви Преподобного отца Сергия Чудотворца, что меж Петровки у реки Неглинной, у Трубы, в Старых Серебряниках, для поминовения усопших сродников своих. Весу в сем колоколе 73 пуда». В этой книге неспроста упоминается фамилия князей Ухтомских. В XVII и XVIII веках в церкви преподобного Сергия Радонежского находилась родовая усыпальница этого знатного рода.


Ухтомские происходили от Рюрика и являлись младшей ветвью удельных князей Белозерских. Основатель рода – князь Иван Иванович – владел Ухтомской волостью на реке Ухтоме и принял фамилию от этой волости. Характерная черта рода – его многочисленность. Ухтомские были записаны в дворянские родословные книги более десяти губерний. Среди Ухтомских было немало известных имен. Василий Иванович по прозвищу «Большой» отличился в казанском походе 1467 года. Хлыновский воевода Михаил Федорович во время Смуты остановил наступление на Вятку. Самым известным представителем этого княжеского рода является архитектор Д.В. Ухтомский.


В 1702 году к Сергиевской церкви был пристроен широкий южный придел Иоанна Предтечи, а через несколько лет – северный Никольский придел. В 1749 году произошла крупная переделка храма Сергия Радонежского в Крапивниках, благодаря которой он приобрел вид, близкий к современному. Появились колокольня и верхний ярус церкви в виде невысокого четверика со срезанными углами. В основных гранях верхнего яруса были прорезаны окна, промежуточные грани украсили арочными нишами, а углы – пилястрами. Кстати говоря, Д.В. Ухтомский в середине XVIII века работал в Высоко-Петровском монастыре и мог принимать участие в переустройстве Сергиевского храма.


В январе 1771 года в Москве началось ужасное бедствие – открылась моровая язва. Краевед Е.А. Звягинцев в статье «Чума в Москве в XVI и XVIII вв.» отмечает: «Эпидемия 1771 года была повальной болезнью преимущественно городской бедноты. В своем озлобленном состоянии московская «чернь» готова была думать, что зараза является делом чьей-то злой воли. Распространялись подозрительные слухи о преступном поведении докторов, обострялось всегдашнее недоверие к представителям царской власти, к дворянству. В народе зрело глухое недовольство, которое в сентябре 1771 года, когда беспощадная чума достигла наибольшей силы, вылилось в так называемый чумный бунт».

Из-за моровой язвы в приходе церкви преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках осталось только шесть дворов. Священник умер, несколько лет храм не работал, а приход был приписан к Знаменской церкви за Петровскими воротами. Второй раз Сергиевский храм закрыли после нашествия на Москву Наполеона в 1812 году. Французские захватчики разграбили церковь, а страшный московский пожар нанес ей сильнейший урон. В 1813 году она на долгие годы оказалась приписанной к храму Григория Богослова в Богословском переулке близ Дмитровки. Церковь преподобного Сергия находилась в таком плачевном состоянии, что в 1820-х годах ее хотели разобрать.

Только благодаря митрополиту Московскому Филарету, который посчитал здание прочным, удалось сохранить храм в Крапивенском переулке. В 1848 году монахи Афонского Пантелеимонова монастыря попросили передать им Сергиевскую церковь для устройства в ней подворья. Но это был единственный в Москве храм, главный престол которого освящен в честь Сергия Радонежского, поэтому Филарет отказал афонским монахам. «Иное дело идти на Афон для безмолвия, а иное, после удаления на Афон для безмолвия, с именем афонского безмолвника идти жить в молву московскую на подворье», – как всегда кратко и точно объяснил владыка свое решение.


В 1870 году прихожане и причт храма Григория Богослова в очередной раз отказались отдать церковь преподобного Сергия Радонежского – теперь для размещения в ней Сербского подворья. В книге, изданной Сергиевской церковью, есть описание храма в Крапивенском переулке в XIX веке: «В центре уличного фасада размещалась колокольня, частично выходившая за красную линию переулка. Первый ярус колокольни представлял собой кубический объем с рустованной отделкой главного фасада, в котором видны ворота. На боковых фасадах отделка принимает форму широких рустованных столбов, поддерживающих профилированный карниз, завершающий первый ярус.


Второй ярус колокольни представляет собой равногранный восьмерик, в каждой грани которого пробито по арке, несколько выступающей из плоскости стены и завершенной замковым камнем. Нижняя часть каждой стены восьмерика оформлена плоской прямоугольной филенкой, верхняя часть (над аркой) – плоской фигурной филенкой, доходящей до карниза. Стыки стен восьмерика оформлены угловыми пилястрами, на которых лежит сложный многопрофильный карниз. Завершение колокольни купольное, в нем по сторонам света устроены треугольные заглубленные фронтоны, отделанные сложной профилировкой. На куполе установлен глухой цилиндрический барабан».

В 1883 году в церкви преподобного Сергия Радонежского было устроено подворье Константинопольской церкви в Москве. В то время предстоятелем Константинопольского Патриархата являлся патриарх Иоаким III, которого за плодотворную церковную деятельность называли «корифеем патриархов». Иоаким был неустанным защитником греческой церкви и не позволял турецким властям ущемлять права православных. Патриарх пользовался огромной поддержкой российского правительства и большим уважением среди российского духовенства. В 1887–1892 годах на месте домов причта по проекту С.К. Родионова было построено здание для Константинопольского патриаршего подворья.


Дома возводились по периметру участка, образовав вокруг церкви тесный двор неправильной формы. В цокольной части здания при помощи окрашенного кирпича была изображена полосатая византийская кладка, на основном поле стены – мусульманские орнаменты. В наличниках верхних окон византийские колонки обрамляли килевидные проемы. В венчающем карнизе на дворовых фасадах применили древнерусские мотивы – поребрики, городки. Фактически это зашифрованное послание, которое читается примерно так: подворье древней Константинопольской Патриархии, находящейся в мусульманской стране, выстроено на Русской земле.

В 1920-х годах церковь преподобного Сергия была закрыта, а Константинопольское подворье ликвидировано. Храм приспособили под учреждение: появились новые окна, в центральной апсиде пробили дверь. Колокольня, выступавшая за красную линию переулка, была сломана до первого яруса. В 1960–70-х годах в здании храма помещался цех завода металлических изделий, в котором производили коньки и лыжные крепления. В колокольне располагалась районная трансформаторная подстанция. Новые пристройки исказили первоначальный облик церкви. Здание Константинопольского подворья было занято жилыми квартирами и различными конторами.

В 1991 году храм возвратили верующим. Святейший Патриарх Алексий II освятил главный престол в честь преподобного Сергия Радонежского, после чего в храме возобновились регулярные богослужения. Главной святыней Сергиевской церкви является знаменитый Кийский Крест патриарха Никона с частицами мощей более чем ста святых. Когда-то кипарисный Крест-мощевик находился в Крестном монастыре на острове Кий. По преданию, в 1639 году будущий патриарх чудесным образом спасся от неминуемой гибели во время бури в Белом море. Вместе с «неким христианином» Никон оказался на необитаемом скалистом острове.

«Кий сей остров?» – спросил Никон у своего спутника, но тот не знал. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовется Кий». Чтобы отблагодарить Бога за чудесное спасение, он поставил на берегу поклонный Крест, на котором сам написал образ распятого Христа. В 1650-х годах Никон (а он к тому времени уже стал патриархом Московским и всея Руси) велел устроить на острове Кий Крестный монастырь. По просьбе Никона из Палестины привезли кипарисный крест, размеры которого соответствовали размерам Голгофского Креста. До закрытия монастыря в 1923 году Крест покидал остров всего однажды – в 1854 году из-за нашествия англичан.


В 1930 году Кийский Крест был передан в антирелигиозный музей на Соловецких островах. Потом он хранился в запасниках Исторического музея в Москве. С августа 1991 года он находится в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Кийский Крест – уникальная святыня. В нем помещены частицы мощей пророка Даниила, Иоанна Предтечи, евангелистов Матфея, Марка и Луки, апостолов Павла, Фомы, равноапостольного царя Константина, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста и многих других известных святых. В центре Креста серебряный ковчежец с частью Ризы Христовой и частицей Животворящего Креста.


В 1990-х годах Никольский придел церкви преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках был освящен во имя Серафима Саровского. В 1993 году при храме был открыт лицей духовной культуры. С помощью архитектора Т.С. Антоновой с точностью до нескольких сантиметров удалось восстановить размеры и формы колокольни по образцу XVIII века. На Светлую седмицу 6 мая 2002 года на колокольне состоялся первый концерт фестиваля колокольных звонов. Старший звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя И.В. Коновалов исполнил звон Новодевичьего монастыря. В 2003 году расписали купол и алтарную стену главного престола.


Помимо Кийского Креста святыней храма является икона Федоровской Божией Матери, которой молятся люди, ищущие себе доброго супружества, ожидающие ребенка или те, у кого долго нет детей. Многие сокровища Москвы спрятаны в переулках. Вот и в небольшом Крапивенском переулке спрятался удивительный храм преподобного Сергия Радонежского. Практически как ожерельем окружен он необычным зданием бывшего Константинопольского подворья, в котором причудливо чередуются красные и белые кирпичи. Такое соседство делает Сергиевскую церковь еще более таинственной. Этот уголок Москвы практически не изменился с XIX века и является настоящим украшением города.

Денис Дроздов

Что есть что в церкви

Также здесь могла располагаться слобода крапивников, которые занимались заготовкой крапивы. В старину ее мелко рубили, смешивали с мукой и кормили лошадей и свиней. А из молодой крапивы варили щи.

В 1625 году в Крапивниках появилась церковь Сергия Радонежского. В 1678 на месте сгоревшего деревянного храма построили бесстолпное здание, а в 1749 его перестроили, добавили второй ярус и возвели колокольню. Примерно в это же время появились трапезная и придел Иоанна Предтечи. Проект перестройки храма, предположительно, подготовил архитектор из команды Д.В. Ухтомского.

В 1883 году не имевшую собственного прихода церковь Сергия Радонежского в Крапивниках передали Константинопольскому патриаршему подворью, и рядом с ней вырос комплекс трехэтажных зданий по проекту С.К. Родионова. Фасад украсили византийские, древнерусские и мусульманские орнаменты. Так архитектор хотел показать, что древняя Патриархия находится в мусульманской стране, но подворье стоит на Русской земле. Долгое время храм был также усыпальницей Ухтомских.

В 1938 году церковь в Крапивниках и подворье закрыли, а колокольню частично разобрали. Внутри устроили производство коньков, так как рядом был Петровский каток.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1991 году храм вернули РПЦ. Сейчас его самая известная святыня - Кийский крест с мощами 400 святых, хотя часть из них утрачена. Его сделали для Кийского монастыря в память о чудесном спасении патриарха Никона от бури на Белом море. Специально для этого креста из Иерусалима привезли кипарис. Размер святыни точно повторяет крест, на котором распяли Иисуса Христа. Крест обложили серебряными листами, а внутрь вложили частицы креста Господня, части ризы Христа. Украсили его 15 позолоченных звезд с частицами гроба Господня, частями камня Вертепа и частичками гроба Богородицы. На лицевой стороне креста мощи 97 святых с подписями, а на тыльной - мощи еще 300 святых уже без подписей.

В 1930-х годах Кийский крест находился в антирелигиозном музее на Соловках, затем хранился в запасниках Государственного Исторического музея. В 1991 году святыню передали в церковь Сергия Радонежского в Крапивниках.

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках на фотографиях разных лет:

А что о храме в Крапивниках знаете вы?